По сведениям издания, Минобороны Индии оповестило «Рособоронэкспорт» и РСК «МиГ» о промежуточных итогах тендера MMRCA, открытого еще в 2007 году: Россия выбывает из числа претендентов. Приводятся 14 пунктов, объясняющих это решение.
Между тем, как пишет газета, многие российские чиновники были уверены в победе, ссылаясь при этом на мнение индийских экспертов, да и цена МиГ значительно меньше, чем Eurofighter Typhoon и Rafale, которые, вдобавок, и не принимали пока что участия ни в каких боевых действиях.
Стоит заметить, что и американцы крайне болезненно восприняли поражение своих Boeing и Lockheed Martin. Но для Индии «диверсификация источников получения вооружений является ключевым принципом оборонной стратегии», о чем власти страны высказывались неоднократно.
Как считают авторы статьи в «Коммерсанте», неудача в тендере определенные вопросы «жизни и смерти» все-таки ставит. Минобороны РФ также хочет закупить партию МиГ-35, и контракт с Индией позволил бы осуществить закупку по существенно меньшей внутренней цене. Теперь же от прежних планов придется отказаться. Да и продвижение данной модели на латиноамериканском и ближневосточном рынках ставится под вопрос.
По словам политолога Сергея Строканя, с которым связалась «Особая буква», ситуация, сложившаяся с присутствием России на индийском военном рынке, была вполне предсказуемой. Не нужно видеть в этом происков США, европейских концернов и вообще Запада. Не проходит и версия о каком-то охлаждении к нам Индии. Причина российского проигрыша этого тендера проста: прагматизм индусов. Как говорится, «ничего личного, только бизнес».
Можно ли было чего-то иного ожидать? «Да, если бы мир, как еще 50 лет назад, оставался разделенным на сферы влияния и жестко придерживался границ, — считает Сергей Строкань. — Сейчас первенство за технологиями, а они транснациональны. Бизнес вооружений не исключение. Индия предпочла «Еврофайтеры» потому, что «не железом единым» жив рынок, а еще и технологиями. Европейские же технологии оказались для индийской военной промышленности перспективнее, вот и весь «бином Ньютона».
«В любом подобном поражении нет ничего страшного, если не принять во внимание состояние умов проигравших, — заметил собеседник «Особой буквы». — Тендер был открытым, все честно, Индия остается нашим традиционным партнером и другом, но «военный табачок» должен быть наилучшего сорта из всех возможных. Так что же произошло? Мы, то есть наш ВПК, считая, что раз мы на индийском рынке вооружений давно и прочно, то риска никакого — наши МиГи всех лучше навсегда. А так не бывает. И что хорошо для общения с внутренним электоратом (хотя и там более чем спорно), то в конкурентном бизнес-мире — смерть. Во всяком случае, звоночек раздался, и, надо полагать, не первый», — заключает Сергей Строкань.
Материал подготовили: Александр Самарцев, Александр Газов