Россия из-за своих же чиновников теряет остров на границе с Китаем

Комментирует Валерий Соловей,

профессор МГИМО

Уссурийские тигры никак не определятся с гражданством

Уссурийские тигры никак не определятся с гражданством
Россия из-за халатности лишается земли на границе с Китаем. Только когда часть острова Большой Уссурийский стало размывать, начались берегоукрепительные работы.
13 мая 2011
На острове Большой Уссурийский, который расположен недалеко от Хабаровска, стартовал первый этап берегоукрепительных работ, отсутствием которых остался недоволен заместитель полпреда президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Владимир Пысин. Только когда остров стало размывать, государство спохватилось, что в прямом смысле теряет землю на границе с Китаем.

Сейчас в село Казакевичево, которое расположено напротив российской части острова, начали завозить грузовым автотранспортом необходимые материалы. «Доставка грузов и начало берегоукрепления стали возможными лишь после начала навигации по Амуру. К российскому берегу острова материалы будут доставляться баржами», — цитирует пресс-служба министра промышленности и транспорта края Владимира Быченко.

Владимир Пысин, заместитель полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, по результатам поездки на остров сделал вывод, что поручение Дмитрия Медведева о проведении берегоукрепительных работ на российско-китайской границе совершенно не выполняется, в то время как на китайской части острова такие работы ведутся и укрепление берега практически завершено. Построен мост, соединяющий материковую часть Китая с Большим Уссурийским островом.

А между тем российская часть острова за два года сократилась на 30—35 метров. Год назад полностью исчезла автомобильная дорога, которая проходила вдоль берега. Сегодня на ее месте ходят пограничные корабли. Под угрозой смыва российский пост технического наблюдения за границей и храм-часовня мученика воина Виктора.

«По поручению президента России берегоукрепительные работы на российской части острова должны быть проведены и завершены в 2011—2012 годах. Сегодня мы видим, что никакая работа не ведется. Деньги на эти мероприятия есть, Министерство финансов РФ средства заложило, однако до сих пор нет проекта. Власти Хабаровского края проект подготовили, но он не прошел стадию согласования. Это прямая недоработка краевых властей», — возмутился Владимир Пысин.

Стоит отметить, что в 2011 году на мероприятия по берегоукреплению из краевого бюджета было выделено 22,5 млн рублей. Пресс-центр правительства Хабаровского края сообщил, что необходимо еще 108,5 млн рублей федеральных средств. Однако федеральный бюджет уже выделял основную долю средств из общих затрат, которые оценивались в 150 млн рублей.

Напомним, что половина Большого Уссурийского острова, а также Тарабаров остров и некоторые мелкие острова были переданы Китаю в 2008 году по условиям соглашения, подписанного во время визита в Пекин Владимира Путина, бывшего тогда президентом России. Этот шаг вызвал неоднозначную реакцию в российском обществе, но, по мнению Путина, он снял один из главных спорных вопросов российско-китайских отношений.

Добавим, что отношения СССР и КНР еще с 60-х годов омрачали пограничные споры, кульминацией которых считаются события 1969 года, когда Китай положил не одну тысячу своих солдат в битве за остров Даманский. Территории остались спорными и после 1991 года, когда президент СССР Михаил Горбачев подписал пограничный договор с Китаем и границу провели по фарватеру Амура. Все это время граница между Россией и Китаем на протяжении почти четырех километров оставалась недемаркированной. Считается, что окончательно проблема была решена только в 2008 году, когда состоялась физическая передача островов Китаю.

По наблюдениям Валерия Соловья, доктора исторических наук, с которым связалась «Особая буква», государственная машина в России не работает. В стране все пущено на самотек, поэтому не существует ни механизма контроля, ни механизма реализаций решений. Все просто разворовывается.

«150 млн рублей по российским меркам — пустяк. Стоит посмотреть только на то, насколько завышена стоимость строительства газопровода в Газпроме — в разы. А речь идет о миллиарде долларов. Десятки сотен миллионов рублей — сущие копейки, из-за них даже чесаться никто не будет в Москве», — считает собеседник «Особой буквы».

По его мнению, искать других умыслов не стоит. Данная ситуация — обычная безалаберность системы. Государство срабатывает только в том случае, если президент страны не просто принимает решение, а лично контролирует его. Потому что, как только он отворачивается, все тут же перестает работать.

«В том виде, в котором существует сейчас государство, оно абсолютно недееспособно, оно разрушается. Государство, как раковая опухоль, пожирает все вокруг и питается теми немногими здоровыми клетками, которые еще сохраняются. В стране разрушаются ценности, культура, поведение людей», — констатирует ученый.

Соловей полагает, что мотивы заключения соглашения в 2008 году со стороны Китая были очень просты. «Китай — держава усиливающаяся, а Россия — слабеющая. А слабеющие державы всегда идут на уступки державам, которые усиливаются. Россия боится Китая. Помимо этого уступки — решение отдать половину острова — были еще и условием каких-то экономических сделок с Китаем. Как покупатель российского вооружения, Китай — один из самых больших рынков для отечественных производителей оружия. И как покупатель газа. Что там половина острова по сравнению с тем, что стояло на кону», — говорит профессор МГИМО.

В заключение Валерий Соловей объяснил читателям, что наше государство должно отдавать себе отчет о дальнейшем усилении давления Пекина. «При такой политике и положении дел в России пройдут совсем не десятки лет, когда мы увидим, что значительная часть нашей территории фактически будет северным Китаем», — считает эксперт.

 

Материал подготовили: Елена Славолюбова, Мария Пономарева, Александр Газов