20-летие российского телевидения

Максим ШЕЛЕК,

обозреватель «Особой буквы»

Птица-тройка канула в безвестность-24

Птица-тройка канула в безвестность-24
За 20 лет отечественное телевидение прошло трудный путь, однако все равно вернулось к советским формам и почти советскому содержанию. Только вместо «Сельского часа» и «Международной панорамы» — сериалы и незатейливые юмористические передачи.
16 мая 2011
Казалось бы, это было только вчера, а минуло 20 лет. Красавица Светлана Сорокина и обаяшка Леонид Филатов вели церемонию открытия Российского телевидения — именно российского, а не советского. В этом была суть, именно это захватывало дух. Новые лица, новый подход, а главное — новые новости, уж простите за тавтологию. Вместе с тремя конями, ставшими заставкой новостных программ нового канала, в нашу жизнь врывалась правда.

 

Никого не удивляет, что государственное телевидение занимается в основном обслуживанием партии власти. Последний скандал на эту тему поднял Владимир Жириновский. По его данным, о «Единой России» СМИ сообщают в 49 раз чаще, чем о ЛДПР, в 21 раз чаще, чем о КПРФ, и в 13 раз чаще, чем о «Яблоке». Источника этой статистической информации лидер либерал-демократов не раскрыл (Lenta.ru). При этом вряд ли кто-то сомневается в ее достоверности. Стоит напомнить: парламентские партии имеют право на равный доступ к эфиру государственных телерадиокомпаний — на основании соответствующего федерального закона, принятого в 2009 году. В России таковой компанией является ВГТРК, в состав которой входят телеканалы «Россия», «Россия 24» и другие, а также радиостанции «Радио России», «Вести FM», «Маяк». Оппозиционные партии неоднократно обращали внимание на то, что время распределяется несправедливо. В феврале 2011 года, в преддверии мартовских региональных выборов, ВГТРК выделила «Единой России», КПРФ и «Справедливой России» примерно по 3 часа 40 минут эфирного времени (по данным ЦИКа). В то же время партии указывали на то, что только «Россия 24» свыше трех часов в прямом эфире транслировала конференцию «Единой России», где выступал премьер-министр РФ Владимир Путин. Без объяснений, потому что объяснений никто не спрашивает. То есть спрашивают, конечно, да кто об этом знает? По телеку-то этого не показывают.

Канал являлся частью Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании. Первым ее председателем был назначен бывший заместитель главного редактора газеты «Московские новости» Олег Попцов, генеральным директором — Анатолий Лысенко. 13 мая 1991 года начало вещание Российское телевидение (за ним позже закрепилось название РТР) — пока вместе со Второй программой Центрального телевидения СССР. Но уже 16 сентября 1991 года была закрыта Вторая программа, и все эфирное время на втором метровом канале перешло РТР.

Вольница продолжалась недолго. В феврале 1996 года указом Бориса Ельцина Олег Попцов был снят с должности председателя ВГТРК, несмотря на протесты творческого коллектива. Ельцин заявил, что в новостях «порют чернуху». Новым председателем ВГТРК был назначен президент Московской независимой вещательной корпорации (МНВК) ТВ-6 Эдуард Сагалаев, после — Николай Сванидзе, потом Михаил Швыдкой. Все трое «царствовали» по году-два.

С приходом к власти Владимира Путина компанию бессменно возглавляет Олег Добродеев — бывший энтэвэшник, подававший в отставку после разгрома НТВ, но по каким-то причинам оставленный Путиным на своем посту.

Если отойти от исторической справки и вообще сделать несколько шагов назад, дабы увидеть картину в целом, — зрелище удручающее. За эти 20 лет РТР сильно постарело. Не по возрасту — по сути. Свободный канал свободной России сейчас напоминает поэта-бунтаря, публично раскаявшегося в ошибках молодости. Причем раскаявшегося не искренне, а в обмен на какие-то там продуктовые талоны.

Вы, наверное, встречали таких: в дорогих костюмах, с отбеленными зубами, но каких-то духовно обрюзгших, немного суетливых и, похоже, втихаря пьющих. Почему? Потому что талант-то остался, реализовать его не дают, и никуда его не спрячешь. Это, кстати, величайший парадокс: глупость и бездарность замаскировать гораздо легче, чем талант…

Есть у Стругацких в «Трудно быть Богом» такой персонаж — Гур Сочинитель. Человек, первым на планете написавший светский роман, но после вызванный куда следует и с тех пор ограничивающийся декламацией торжественных од в честь монарха. Боюсь, нынешнее государственное телевидение мне напоминает именно этого героя. И мне хочется сказать коллегам-телевизионщикам то же, что сказали Сочинителю: «У вас отвратительные стихи, отец Гур. Да-да, вы не поэт».

Сразу расставим акценты: я не имею в виду только канал «Россия», я говорю именно о государственном телевидении. Хотя и так будет не совсем справедливо: к примеру, новый канал НТВ, не являясь государственным, шагает в том же строю, преданно косясь на правительственную трибуну. Так что назовем такое телевидение «официальным».

Я думаю, не стоит искать двойного дна в словах президента, зашедшего на огонек поздравить ВГТРК с юбилеем. Дмитрий Медведев сказал: «…По-моему, что бы ни говорили, что бы ни писали про наше телевидение, все-таки оно свою миссию выполняет». Мне кажется, что гарант имел в виду вещи самые простые. Несмотря на обилие FM-станций, новости которых звучат в автомобиле каждый час; несмотря на стремительное развитие новостных интернет-ресурсов; несмотря на то, что новостями плотно занялись сами граждане, делясь информацией в блогах и глядя на мир в окошко камеры мобильника — несмотря на все это, телевизор по-прежнему остается главным доносителем информации до народа. Потому что наглядно, профессионально, понятно. Вот эти три понятия и являются миссией телевидения. Но мы вынуждены смотреть на вещи и с другой стороны. И сравнивать.

Стоит вспомнить, какова была функция телевидения тогда, 20 лет назад. Во-первых, если кто не в курсе, на большей части территории СССР была только одна телепрограмма — Первая. Мне было лет 12, когда в маленьком северном городке, где я вырос, началось вещание на «второй кнопке». Для нас это событие, которое по масштабности можно было сравнить, наверное, с запуском первого искусственного спутника Земли: мы приобщились!..

Хотя, если вспоминать, так уж до конца: с появлением второй программы содержание не изменилось. Хорошие фильмы — только по праздникам, развлекательные передачи — по выходным, вещание до 23.00… Эфир был забит какими-то безликими передачами о производстве, сельском хозяйстве и международном положении. Про новости и говорить нечего. Урожаи зерновых, американский милитаризм, газопровод «Уренгой — Помары — Ужгород». И, конечно, череда некрологов. Помните анекдот тех времен? «Дорогие товарищи! Вы, наверное, будете смеяться, но весь советский народ опять постигла тяжелая утрата…» Телевизор был мощнейшим успокоителем. Спите, жители страны, в стране все спокойно. Вы, главное, спите. И мы спали.

А потом вдруг — «Взгляд», «До и после полуночи», КВН… Да что там — «Прожектор перестройки»! Молодые, умные, обаятельные и потрясающе талантливые ребята начали делать новое телевидение, причем не ломая, по российской традиции, все, что было раньше, а перестраивая, улучшая, модернизируя.

На этой волне и возникли, видимо, РТР как символ новой страны и «Вести» как символ РТР. «Мы делали откровенно оппозиционную программу на оппозиционном телеканале», — сказал в интервью ИТАР-ТАСС один из создателей «Вестей» Анатолий Лысенко. «Мы знали, что мы хотим, — сделать программу, непохожую на тогдашнее «Время».

Что же происходит сегодня? Самое обидное, что все вернулось на круги своя, только вместо «Сельского часа» и «Международной панорамы» — сериалы и быдловатые юмористические передачи. В новостях перчинку добавляют только криминальные сюжеты. По крайней мере места дислокации проституток нам становятся известны только оттуда. А в остальном — спите, жители страны, в стране все СТАБИЛЬНО…

И даже по-прежнему высокопрофессиональные в техническом отношении новости отдают каким-то заискиванием. Больше всего они напоминают вышеупомянутый КВН в его сегодняшнем виде. Яркие, талантливые, абсолютно самодостаточные ребята хоть раз за выступление да развернутся к Александру Васильевичу со словами благодарности. Потому что если не показать лояльность — в следующий раз в телевизоре можно и не оказаться.

…Так кого же мы поздравляли на прошлой неделе с 20-летием? Лично я — тех, кто 20 лет назад показал нам, какими могут быть новости в частности и телевидение в целом. И от всей души желаю, чтобы их преемники вспомнили, какими.

 

Материал подготовили: Максим Шелек, Александр Газов