По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), в сетевых супермаркетах сейчас отоваривается каждый пятый россиянин. К 2012 году, считают эксперты, доля сетевых магазинов может возрасти до 40 процентов.
Люди перестают ходить на рынок как раз потому, что считают: в супермаркете они гарантированно купят более качественный товар. Но получают, зачастую, обратное. Нарушения есть практически в каждом большом магазине. И одно из самых распространенных — реализация товаров с истекшим сроком годности.
Впрочем, сами представители крупных торговых империй утверждают, что в их хозяйстве дела обстоят не так уж и плохо. Так, Михаил Сусов, директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group (ей принадлежат магазины сети «Перекресток») говорит, что «некачественных товаров в торговых сетях в сотни раз меньше, чем на открытых рынках, ярмарках». Но даже сам он признает, что проблемы у супермаркетов случаются: «Просроченные товары сложнее контролировать в рыбном, овощном, молочном отделах».
К сожалению, россияне предпочитают выкидывать испорченные продукты, жалуясь соседям и друзьям, но не в те инстанции, которые должны и могут наказывать продавцов. Уверенность людей в том, что судебные тяжбы — это впустую потраченное время, позволяет нечестным продавцам оставаться безнаказанными.
К тому же практика показывает, что сил и средств на судебные процессы уйдет много, а результат может оказаться нулевым. Достаточно вспомнить дело московского адвоката Антона Лелявского, который три года — с 2003 по 2006 — судился с супермаркетом «Азбука вкуса» из-за мясной нарезки, в которой был обнаружен таракан. Юрист требовал компенсации морального ущерба в размере 300 тыс. рублей. В конце концов он выиграл дело, но денег получил всего 500 рублей за моральный ущерб и 3 тыс. — за услуги адвоката.
Специалисты давно говорили, что пробелы в российском законодательстве позволяют супермаркетам беспечно относиться к вопросам качества продукции и не бояться проверок. Вполне возможно, что законопроект, предусматривающий значительное увеличение штрафов за продажу просроченных товаров, поможет исправить ситуацию или хотя бы привлечет к проблеме внимание общественности.
Предлагается наказывать юридических лиц за нарушение санитарных норм штрафами в размере до 700 тыс. рублей, либо приостанавливать работу магазина на 90 суток. Штраф для физических лиц составит 5 тыс. рублей, а для должностных — до 30 тыс. Конфискацию некачественного товара законопроект делает обязательной.
По словам автора документа депутата Антона Белякова, на росте количества некачественной продукции в магазинах сказался закон «О торговле», принятый в январе 2010 года. «В поисках утраченной выгоды ретейлеры стали реализовывать просроченный товар, контрафакт и умело перебивать сроки годности», — рассказал депутат в интервью «РБК daily».
Парламентарий убежден, что постановление российского правительства «Об утверждении единого перечня продуктов, подлежащих обязательной сертификации», по которому производителям достаточно заполнить декларацию подтверждения соответствия качеству товара, дает широкое поле для махинаций. Ранее производители были обязаны получать сами сертификаты. В перечень товаров, на которые сертификацию отменили, вошли не только косметика и средства гигиены, но и пищевые продукты, в том числе и детское питание.
Можно предположить, что в процессе обсуждения проекта закона в парламенте будет поднят и вопрос об отмене упомянутого правительственного постановления.
Комментирует Михаил Аншаков, председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль»
Отмена обязательной сертификации товаров, конечно, сказалась отрицательно на качестве продуктов, но это не самый негативный момент. Событий, сильно ухудшивших ситуацию, было несколько.
В первую очередь, это фактическая отмена ГОСТов в 2003 году, когда следование им стало необязательным. Следующий шаг — внесение в 2007 году поправок в законодательство, по которым контролирующим органам было запрещено проверять предприятия чаще, чем раз в три года. Причем, контролеров обязали за три дня до проверки предупреждать коммерсантов о своем визите. Ни в одной стране мира нет таких законов, по которым фирму можно проверить только по предварительному уведомлению и раз в несколько лет. Притом что по статистике срок жизни российского юридического лица составляет в среднем два года. То есть предприятия фактически не доживают и до первой своей проверки. А если даже и доживают: что такое проверка раз в три года? Проверили тебя, и можно опять некачественные продукты выпускать?
Так что ужесточение наказания за продажу просроченного товара — это хорошо, но кто будет применять это наказание? Ведь с учетом упомянутых изменений в законодательстве государственная система контроля в области защиты прав потребителей фактически полностью разрушена.
Мы неоднократно выступали с предложениями об ужесточении контроля за предприятиями — это и есть первоочередная задача. Но депутаты к нам не прислушиваются. Можно понять «Единую Россию» — там вообще ничего не слушают уже давно. Но и «Справедливая Россия» наше мнение также игнорирует.
Заявление же руководства X5 Retail Group о том, что продажа некачественных товаров в торговых сетях «в сотни раз меньше, чем на открытых рынках, ярмарках», не соответствует действительности. У крупных сетей нарушений не меньше, чем у мелких магазинов.
Кроме того, именно крупные сети — и прежде всего та самая X5 Retail Group — ввели практику ежедневной перефасовки товаров. X5 Retail Group была здесь вообще первой.
Было закуплено особое фасовочное оборудование. И согласно внутренней инструкции продавец обязан каждый день перефасовывать непроданную продукцию. Фокус же в том, что каждый раз выбивается свежая дата, хотя сам продукт может лежать на прилавке несколько дней или даже недель.
Мы сами выигрывали суд у X5 Retail Group, доказывали, что у них имеет место торговля просроченными продуктами. Кроме того, в прошлом году была нашумевшая история, когда в салаты, производимые в магазинах «Перекресток», принадлежащих все той же X5 Retail Group, попал Гепатит-А и более 800 человек в Москве им заразились.
И это только вершина айсберга, то, что удалось зафиксировать. Реальная же цифра может быть значительно больше. Так что слова о том, что в крупных сетях дела обстоят лучше, чем на рынках и в маленьких магазинах, — лукавство.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов