Некоторые эксперты уже связали антисамогонную законодательную инициативу с поправками в Налоговый кодекс, повышающими акцизы на водку и, соответственно, ведущими к неизбежному ее подорожанию. Рост цен на крепкий алкоголь заводского производства развернет часть покупателей от прилавков ликеро-водочных магазинов к дверям самогонщиков, обороты продаж у самогонщиков вырастут, а у официальных производителей, соответственно, упадут. Как раз тут спасительную для водочных магнатов роль и сыграют поправки в КоАП, бьющие по рукам производителей и потребителей домашней «огненной воды». Просто сам собой напрашивается вопрос: а не является ли депутатская забота о народном здоровье проявлением лоббирования интересов водочных и коньячных «королей»?
При всей очевидности сложившегося бедственного положения с пьянством предлагаемый законопроект все же не может вызывать энтузиазма. Проблемы производства и потребления алкоголя в России — это сложные проблемы, и они, безусловно, требуют сложного решения.
Конечно, отвратительна ситуация, при которой наши граждане скупают «у бабушек» двухлитровые «баклашки» с мутной и плохо пахнущей жидкостью, в которую «производитель» что только не кидает «для крепости» — и куриный помет, и карбид, и жженую резину, и димедрол, и даже ацетон. Люди пропускают все это через свою печень, пьянеют до полного озверения, травятся. Вся русская провинция буквально опустошена самогоном.
Если полиция — пусть в интересах капитанов водочного бизнеса, пусть в погоне за своими эмвэдэшными «палками» — пойдет по адресам «бабушек», будет изымать весь этот яд — это будет очень хорошо. И если учащиеся ПТУ, задержанные бойцами ППС с самогонной пластиковой полторашкой в пакете, отправятся в отделение полиции — это будет в их, учащихся, интересах.
Но есть и другой аспект. Для жителей юга, в том числе и южных регионов России, производство домашних алкогольных напитков — неотъемлемая часть культуры, традиционного быта, образа жизни. Там это домашнее производство вовсе не ведет к таким драматическим последствиям, как в русской средней полосе. У людей на юге и культура пития иная, и основой для напитков там служит наполненный южным солнцем виноград, а не куриный помет с димедролом. Домашние вина, с любовью сделанные жителями Кубани и Ставрополья, зачастую превосходят по качеству напитки, продаваемые в магазинах. Да и домашние коньяки южан лучше, чем то, что под видом коньяка стоит на наших прилавках с ценниками 300—500 рублей. Для курортников угоститься продукцией домашних виноградных хозяйств нашего юга — такое же удовольствие, как искупаться в Черном море.
В условиях российских южных регионов практическая реализация предлагаемых антисамогонных инициатив обернется многими глупостями, а то и трагедиями. Ладно, предположим, вино не подпадает под категорию «крепких самогонных напитков домашней выработки» (по крайней мере хочется на это надеяться) и московских пляжников не будут отлавливать на вокзалах, изымая купленные у жителей Геленджика бутылки с «Изабеллой». Повторим, хочется надеяться. Но вот уже великолепные коньячные настойки под новые нормы КоАП точно подпадут.
Разумеется, начнется традиционный российский маразм. Дико себе представить, как «серые мундиры» устраивают рейды уже не по грязным хрущевкам средней полосы, конфискуя ядовитую сивуху, а по уютным зеленым дворикам прибрежных Анапы и Кабардинки, отнимая у людей корзины с виноградом (средство совершения правонарушения), а заодно и отбивая навсегда желание зарабатывать деньги добросовестным, качественным трудом.
У нас уже однажды была антиалкогольная кампания. Хотели побороть пьянство, а получили вырубленные молдавские виноградники и одеколон в качестве главного национального напитка.
Комментирует Кирилл Данишевский, кандидат медицинских наук, сопредседатель Российской коалиции «За контроль над алкоголем»
В свете планов правительства по повышению акцизов на алкоголь у некоторых появляются опасения, что значительная часть людей переключится на употребление самогона, будет его активно покупать, что приведет к всплеску производства самопала. Опасаться этого не стоит. Да, определенный рост продаж самогона будет, но подавляющее большинство населения, скорее всего, просто сократит потребление алкоголя как такового.
Сегодня существует уголовная ответственность за продажу самогона, и это очень правильно. Но вот стоит ли ограничивать производство самогона для себя — большой вопрос. Сделать это в принципе будет очень сложно. Ты варишь только для себя, употребляешь сам, никто об этом не знает. Понятно, что никакой ответственности не наступит.
Если поправки, предложенные депутатами из Калининграда, будут приняты, они пополнят список законов, которые вроде бы действуют, но вступают в силу лишь тогда, когда затрагиваются чьи-то интересы. К примеру, вы слушаете громко музыку дома. Стены у дома толстые, соседям ваше пристрастие не мешает, никто в полицию не заявляет. Если же стены тонкие, соседи возмущены и вызывают полицию. Так же и с самогоноварением. Не беспокоит окружающих твое самогоноварение для самого же себя — варишь и дальше.
Увеличение же цены на легальный алкоголь неминуемо приведет к сокращению потребления алкоголя россиянами вообще, как это уже произошло в странах Северной Европы. И не нужно говорить, что у нас какая-то особая ситуация. Все то же самое.
Хотя одним увеличением цены на алкогольные напитки проблему не решить. Если действовать комплексно, побороть алкоголизм можно за 10—12 лет. Это вполне реально.
Материал подготовили: Роман Попков, Сергей Шурлов, Александр Газов