Громкое дело обвиненного в педофилии руководителя клуба «Юные орлята флота» сложнее, чем кажется

Михаил АСКЕТОВ,

«Особая буква»

Штормовое предубеждение или неморской бой за недвижимость?

Штормовое предубеждение или неморской бой за недвижимость?
Василий Мидцев, обвиняемый в сексуальных действиях по отношению к подросткам, почти одновременно сознался в содеянном и написал письмо на волю, в котором заявил, что сделал признание под давлением.
31 мая 2011
Громкое дело клуба «Юные орлята флота» является более сложным, чем кажется на первый взгляд. Помимо официальной версии следствия есть и другой взгляд на эти события. Имеют также место нестыковки и противоречия. Во-первых, поражает то, с какой скоростью материалы следствия становятся достоянием прессы. Во-вторых, удивителен факт того, что родители воспитанников клуба, тоже принимавшие участие в его работе, не верят следователям. В-третьих, если следствие настолько уверенно в процессуальной безупречности своих действий по делу, в подлинности добытых оперативниками улик и хороших судебных перспективах, почему правоохранительные органы давят на Мидцева, вынуждая его дать признательные показания и угрожая в случае отказа от сотрудничества смертью в тюрьме?

 

«Юные орлята флота» — один из немногих детско-юношеских клубов военно-патриотической направленности, основанный в советское время, который сумел пережить «лихие 90-е». На всем протяжении 25-летней истории клуба им бессменно руководил бывший моряк Тихоокеанского флота Василий Мидцев. Сам клуб занимает почти весь подвал жилого дома в самом центре Москвы, возле станции метро «Пушкинская», в Старопименовском переулке. «Юные орлята флота» изучали морское дело, ходили в военизированные походы, посещали места боевой славы. В общей сложности в клубе подходили подготовку около 100 подростков.

На фоне и так непрекращающегося потока громких дел о педофилии произошло событие, которое просто взорвало информационное пространство. По обвинению в совершении развратных действий в отношении несовершеннолетних арестован глава военно-патриотического клуба «Юные орлята флота» Василий Мидцев.

Правоохранительные органы утверждают, что жертвами домогательств Мидцева стали около 20 подростков, а доказанных эпизодов на данный момент у следствия имеется три. Базируются обвинения по статье 131 Уголовного кодекса РФ на показаниях нескольких воспитанников, утверждающих, что Мидцев регулярно совершал с ними развратные действия сексуального характера. Старт уголовному делу был дан в апреле, когда, по словам представителей МВД, родители одного из подростков написали заявление на Мидцева. 16 мая он был задержан, а 19 мая суд избрал ему меру пресечения в виде ареста.

При этом весьма странным выглядит то, что полиция абсолютно не заботится о тайне следствия, вываливая многотиражной прессе обширную фактуру по делу. Так, «Московский комсомолец» публикует у себя данные о том, что сотрудники угрозыска, ведя обыск в помещении клуба, якобы обнаружили там огромное количество алкоголя — от коктейлей для «орлят» до ящиков с водкой для родителей. Странно, что обошлось без кокаина и экстремистских флагов на стенах. Прессе также без всяких проблем были предоставлены тексты SMS-сообщений интимного содержания, которыми, по утверждениям правоохранителей, обменивался Мидцев со своими подопечными.

Внезапный арест Мидцева стал шоком для воспитанников клуба и их родителей. Причем шокированы люди вовсе не теми деяниями, которые вменяют ему в вину оперативники МУРа и следователи Главного следственного управления ГУВД. Люди возмущены именно действиями оперативников и следователей — большая часть родителей «юных орлят» не верит в то, что Мидцев превратил клуб в «педофильский ад».

Возле опечатанных дверей подвала в Старопименовском переулке собрался настоящий митинг, на который пришли и родители, и воспитанники, многие из которых, пройдя через клуб в 80—90-е, уже сами стали взрослыми. Пришедшие поддержать Мидцева в один голос утверждали, что уголовное дело против бывшего моряка связано с попыткой неких могущественных сил завладеть большим помещением клуба (320 квадратных метров), расположенным в центре столицы.

Матери «юных орлят» — все сплошь интеллигентные женщины — уверены в глубокой порядочности Василия Мидцева. «За этими обвинениями стоят большие деньги! У Василия Вениаминовича хотят отобрать здание в центре Москвы! — приводит слова матери одного из бывших воспитанников клуба Людмилы Макаровской «Комсомольская правда». — Выросшие дети, которые посещали клуб, приводят своих сыновей обучаться здесь. Если бы там что-то было не так, разве они бы их привели?»

«Мидцев — это человек с большой буквы, который любит Родину, любит детей, мы можем говорить о нем только в превосходной степени. Наши дети под его руководством учились плавать, разводить костры, стрелять, они вели здоровый образ жизни, до сих пор не пьют, не курят», — убеждали женщины журналистов.

По их словам, помещение клуба было лакомым куском для многих. «Мы с трудом отстояли контроль над помещением в бандитскую эпоху 90-х», — вспоминают родители. При этом они отмечают, что то, в чем обвиняют Мидцева, не могло случиться в принципе, так как клуб «Юные орлята флота» был совместным клубом детей и родителей. «Василий Мидцев сам призывал нас участвовать в работе клуба, мы регулярно посещали все мероприятия клуба, ходили в походы, в клубе была 5-я рота, которая была родительской ротой», — рассказывали сторонники Мидцева.

Если говорить о проблемах с недвижимостью, то они были у «Юных орлят флота» не только в Москве. По информации «МК», в Кировской области у клуба был зимний лагерь, и на его территории местная администрация затеяла строительство. Это означало, что на зимние сборы ребятам выезжать стало бы некуда. В одной из провинциальных газет появилась заметка «Помогите орлятам сохранить свой клуб». Она была опубликована 20 мая, когда Мидцев уже три дня находился в заключении.

Сейчас люди, уверенные в невиновности Василия Мидцева, пишут письма в различные инстанции — от Следственного комитета до Общественной палаты, создают группы поддержки в социальных сетях.

А тем временем появилась новость, что Мидцев, содержащийся в ИВС ГУВД, «чистосердечно признался» в педофильских преступлениях. Официальное следствие эту информацию никак не прокомментировало. Одновременно на волю попало написанное самим Мидцевым письмо, в котором он утверждает, что все обвинения в его адрес лживы, а сам он подвергается сильному давлению с целью дачи им признательных показаний.

«Со мной в одной камере находятся и находились люди, по поведению которых я понимаю, что их специально посадили со мной, чтобы сломить мою волю, — пишет бывший моряк. — Меня запугивают тем, что я буду изнасилован или даже убит другими заключенными, потому что меня обвинили в изнасиловании детей. Меня вызывает оперативный сотрудник Семенихин И.В. и говорит, что только в случае моего признания в преступлении и «сотрудничестве» я буду находиться в тюрьме и в колонии в безопасности… Оперативники мне говорят, что если я не буду сотрудничать и признаваться, то они организуют демонстрацию по телевидению абсурдных видеозаписей, после которых все поверят в мою виновность».

Бывший шеф «Юных орлят», обвиняемый в совершении преступлений, предусмотренных пунктом «б» части 4 статьи 132 УК РФ («Насильственные действия сексуального характера, совершенные в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста»), действительно при водворении в СИЗО будет автоматически помещен в самую низшую касту заключенных, подвергнут унижениям со стороны остальных арестантов, и возможность его убийства ими весьма высока.

Так что у следователей, разумеется, есть широкие возможности для давления на Мидцева. Не исключено, что он будет вынужден заключить долговременную сделку со следствием и в обмен на одиночную камеру в СИЗО даст признательные показания, которые подтвердит затем в суде.

Положение у бывшего руководителя детского клуба, мягко говоря, незавидное. Ужасающий рост преступлений педофильской направленности в России настолько силен, что обвиненный по 131-й статье УК РФ не может реально рассчитывать на соблюдение презумпции невиновности. Колоссальное количество реальных злодеяний двуногих монстров в отношении детей вызывает народную ненависть, и достаточно одного предъявления обвинения, чтобы общество поставило клеймо «виновен» еще до решения суда по делу.

Остается лишь надеяться на то, что суд сможет дать взвешенную оценку всем собранным органами следствия показаниям.

Елена Лукьянова, доктор юридических наук, член Общественной палаты РФ

В том, что произошло на самом деле, будет разбираться следствие, но ряд примечательных фактов, заставляющих усомниться в справедливости обвинений, есть.

Так, к нам в Общественную палату поступило письмо, подписанное 80 членами этого клуба, выпускниками, в котором они отвергают все подозрения и обвинения в отношении воспитателя. Кроме того, на одной из телепередач выяснилось, что родители детей, которых якобы изнасиловали, написали заявление в полицию, после того как к ним пришли представители следственных органов. До этого момента никакого разговора об изнасиловании или каких-то подозрениях со стороны родителей слышно не было. Это само по себе подозрительно.

И сейчас мы имеем открытое письмо самого Василия Мидцева, в котором он рассказывает, какими угрозами из него выбивали показания.

Поэтому у меня как у человека, который не просто рассматривает это конкретное дело, а видит общую картину правоприменительной практики в стране, вызывает обеспокоенность, как бы подобная схема не стала новой коррупционной схемой заказных уголовных дел.

В этой связи к данному делу нужно относиться очень аккуратно, внимательно за ним следить и не наклеивать на человека ярлыки, не разобравшись в ситуации.

Тем более есть сведения, что в свое время у Мидцева пытались отобрать помещение его клуба, но сделать этого не удалось. И тогда рейдеры пригрозили воспитателю серьезными неприятностями.

 

Материал подготовили: Михаил Аскетов, Сергей Шурлов, Александр Газов