Путин продемонстрировал глубокое знание всех тех проблем в сфере образования, которые уже не один год обсуждает страна. Но начал он с самой актуальной сейчас темы — Единого государственного экзамена. «Эта система, конечно, нуждается в совершенствовании, — заявил он, — прежде всего в контроле».
Премьер даже признал справедливость критики ЕГЭ, отметив, что экзамен не защищен на сто процентов от коррупции.
После этого Владимир Путин оправдал главную надежду педагогов — на повышение зарплаты. И заявил, что в течение трех лет средняя зарплата учителей должна достигнуть средней зарплаты по экономике в целом. В настоящий момент в России эта цифра составляет чуть более 22 тыс. рублей. Первое повышение произойдет уже с 1 сентября 2011 года.
Рассказал премьер и о том, что на модернизацию образования будет выделено 120 млрд рублей. На эти деньги будут закуплены новые компьютеры, оборудованы спортзалы, медкомнаты, столовые, а школы смогут подключиться к более скоростному Интернету.
Казалось, что нет такого вопроса, в котором Владимир Путин не разбирается. В его речи звучали предложения о необходимости увеличения количества так называемых безбарьерных школ (где дети-инвалиды учатся со здоровыми учениками), о развитии малокомплектных школ, об увеличении количества преподавателей иностранных языков.
Премьер призвал Минобрнауки избавить учебные заведения от лишней бюрократической работы — заполнения различных бумажек в военкоматы, отчетов в департаменты образования.
Покритиковав главу этого ведомства Андрея Фурсенко, председатель правительства предложил министерству наладить связь с народом. «Тревога общественности вызвана нехваткой информации», — заметил Путин. Стало понятно, что слухи об отставке министра образования, мягко говоря, неверны. А многочисленные требования общественности его заменить услышаны не были.
Но очарованные речью премьера учителя и думать забыли о критике реформы образования и ее автора Андрея Фурсенко. Еще бы, ведь Владимир Путин позвал их в даль светлую, предложив участникам Всероссийского педагогического собрания вступить в «Общероссийский народный фронт». Педагоги приглашение приняли с радостью.
Комментирует Иван Мельников, заместитель председателя Государственной думы
Вчерашнее заявление премьер-министра о повышении финансирования педагогов и школ — предвыборный популизм. Объяснить это просто: популизм всегда там, где слова расходятся с реальным положением дел.
Как можно обещать то, что уже невозможно из-за принятого «Единой Россией» по указанию правительства закона о коммерциализации бюджетных учреждений? Образовательным учреждениям уже дано право вешать ценники, предоставлять «услуги», вести себя «рыночно», то есть бороться за прибыль.
А прибыль и бесплатность находятся на совершенно разных полюсах. В новом проекте закона «Об образовании» нет вообще никаких норм, которые давали бы гарантии финансирования системе образования.
Конечно, желая как-то вспомнить про Конституцию, что-то бесплатное сохранят. Вопрос в том, что это будет.
Если судить по тем стандартам, которые предлагаются Министерством образования и науки, то бесплатным будет самый минимум. По сути, та же система, что с «пакетами» цифрового телевидения: бесплатная там только самая примитивная, базовая часть. Хочешь больше — плати. Хочешь качественнее — плати еще. Уже не говорю о том, что базовую часть определяют отнюдь не специалисты.
Убежден, что образование должно быть бесплатным. Средства для этого есть, механизмы обеспечения тоже существуют. Это лишь вопрос политической воли. Родители и так уже немало средств вкладывают сами. В разных семьях от 20 до 70 процентов семейного бюджета идет на образование ребенка.
Если в образование придет тотальная коммерциализация, социальное расслоение спровоцирует жесткое интеллектуальное расслоение. И тогда у страны не будет будущего. А во всем мире, в передовых странах, идет тенденция на максимальный охват и максимальную доступность образования.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Самарцев, Александр Газов