Результаты ЕГЭ школьников, списавших ответы из Интернета, будут аннулированы

Антон ОРЕХ,

обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», специально для «Особой буквы»

Незаконченный тест для механического зубрилы

Незаконченный тест для механического зубрилы
В этом году с ЕГЭ случилось то, что рано или поздно должно было произойти. Десятки, если даже не сотни, тысяч школьников списывали математику через сеть «ВКонтакте».
15 июня 2011
Кто-то вовсе присылал вместо себя наемных сдавальщиков. В Башкирии педагоги налажали с бланками тестов, и в результате экзамен придется пересдавать. И не забудем про южные регионы, по традиции бьющие рекорды. На выборах там всегда стопроцентная явка и подавляющая победа какой надо партии. А на ЕГЭ поголовная грамотность, начитанность и прочая эрудиция.

А апофеозом всего этого стало открытое письмо Славы Борисова, одного из организаторов той самой группы, которая действовала на территории «ВКонтакте». Там много слов о бескорыстии, взаимовыручке, о сложностях с подготовкой, о государственном головотяпстве, об учениках из бедных семей, не имеющих денег на репетиторов.

И главная мысль, на мой взгляд, о том, что ЕГЭ — это прекрасная вещь, но организована она скверно. Это напомнило мне социализм с человеческим лицом. То есть идея прекрасная, вот только в жизнь ее воплотить правильно почему-то никак не удавалось из года в год.

Я полагаю, что проблема не в том, что кто-то где-то списал, кто-то пронес мобильник под одеждой, где-то ради высоких показателей раздавали чуть ли не заранее заполненные бланки, а где-то было что-то еще. Проблема в самой системе ЕГЭ. Ведь о чем разговор-то идет? О том, как подготовиться и сдать эти тесты. С какого-то момента вся жизнь ученика в школе, да и педагогов тоже, направлена на подготовку к сдаче. Да разве для того вообще нужна школа?

В школе человек должен добывать знания и учиться думать, чтобы эти добытые знания применять в жизни. А в нашей школе еще с советских времен задача совершенно другая — пассивно получать знания, чтобы потом зазубрить, заучить наизусть и сдать ради оценки, а не ради знания. Через три дня новый экзамен, и предыдущие знания можно забыть — ведь оценка уже получена, а больше эти знания ни для чего и не нужны.

Стоит ли удивляться, что уже через пару лет после школы молодые люди не помнят большую часть из того, что «проходили»? Что люди вокруг нас поголовно не умеют думать? Не потому что дураки, а потому что их никогда не учили оценивать, анализировать, сомневаться и спорить.

ЕГЭ — вершина этой системы. Я ради интереса решил сдать несколько тестов за прошлые года по литературе, истории и географии. Это грустное зрелище. Сдал, кстати, не так уж и плохо, но работу при этом выполнял совершенно бессмысленную.

Какая разница, в каком году Пушкин, условно, написал «Капитанскую дочку», если человек не будет понимать, о чем это произведение, и если у него после школы не останется любви к Пушкину и к литературе вообще.

Чтобы узнать даты, цифры и понятия, достаточно залезть в Интернет. В голове на протяжении жизни это в любом случае не удержишь. Но никакая справочная информация не передаст прелести стихотворения. И понимания исторических процессов не привьет. И даже математические формулы нужно чувствовать, а не просто механически зазубривать.

Когда на зубрежке построена большая часть теста, то мы получаем, с одной стороны, людей малообразованных. А с другой стороны, это дает элементарную техническую возможность для списывания, подтасовок и прочего жульничества. То есть с детства мы приучаем детей именно к этому. И в этом проблема, а не в технических деталях обмана.

 

Материал подготовили: Антон Орех, Мария Пономарева, Роман Попков