Украина получила независимость 20 лет назад. За эти два десятилетия, к сожалению, так и не сформировалась монолитная украинская нация. В стране, по сути, живут два очень мало похожих друг на друга народа. Один, на западе, не любит «Московию» и «московство», считает Украину наследником Киевской Руси, восторгается Бандерой и Мазепой и даже порой с пониманием относится к деятельности дивизии СС «Галичина».
Другой народ, на востоке и на юге, ненавидит украинский национализм, считает крушение СССР трагическим событием, и само существование самостийной Украины для него — чуть ли не исторический курьез.
Ни одному из украинских лидеров так и не удалось примирить две эти общности, создать консолидирующую всех украинцев повестку дня. Незалежная, разделенная незримым рубежом, куда более прочным, нежели Берлинская стена, яростно спорит, порой и до драки, по поводу войн, побед и поражений минувших веков. Можно сделать красное знамя официальным флагом Дня Победы — это вызовет истерику во Львове. Можно потом красное знамя запретить и назвать главным победителем Германии Степана Бандеру — люди выйдут на улицы в Харькове и Севастополе.
Конца-края этому межукраинскому спору не видно. Когда-то с таким же раздражением относились друг к другу два югославских народа — сербы и хорваты.
Комментирует Александр Караваев, эксперт Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве
Принятие закона о знамени Победы поддержали не только коммунисты, но и украинцы старше 35 лет, проживающие на юге и востоке страны. Это типичная иллюстрация идеологического раскола, который проявился еще в ходе событий 2003—2004 годов.
Виктор Янукович, конечно, мог бы не подписывать этот закон. Но он, и его избиратели, живущие в основном на юге и востоке Украины, стоят на одних идеологических и мировоззренческих позициях и схоже относятся к тому, что происходит 9 мая на западе страны.
Решение Конституционного суда закономерно вытекает из политики всех предыдущих президентов Украины, ярче всего проявившейся при Викторе Ющенко. Предыдущий президент страны оставил после себя серьезное юридическое и конституционное наследство, перечеркнуть которое нынешняя власть не в состоянии.
В целом же за 20 лет очень много сделано для того, чтобы нынешняя Украина не была связана юридическими нормами с советским прошлым. Символы, ассоциирующиеся с тем периодом истории страны, вымарывались еще Кравчуком и Кучмой.
Если через несколько десятков лет мы взглянем на то, как менялась власть на Украине в эти годы, как менялся курс, то увидим, что она постепенно очерчивала для себя то, что позже назовут украинским национальным путем, проложенным между западной версией собственной истории и восточной. И для этого уже есть законодательная основа из принятых при разных президентах страны законах.
Материал подготовили: Сергей Шурлов, Роман Попков, Мария Пономарева