Что пишут блогеры о катастрофе Ту-134 под Петрозаводском

Михаил АСКЕТОВ,

«Особая буква»

Летательный аппарат с неизбежным летальным исходом

Летательный аппарат с неизбежным летальным исходом
Каждый день по трапу на борт старых советских «тушек» поднимаются сотни пассажиров. Российские пользователи «ЖЖ» задаются вопросом: сколько еще авиакатастроф должно произойти, чтобы летающий хлам списали наконец в утиль?
21 июня 2011
В годы Великой Отечественной войны немцы называли советский штурмовик Ил-2 «черной смертью». Сегодня так можно назвать многие российские самолеты, только уже не военные, а вполне гражданские. Но смерть эти самолеты, соответственно, несут не врагу, а своим пассажирам.

 

Летевший из московского аэропорта Домодедово самолет Ту-134 компании «РусЭйр» потерпел катастрофу (как первоначально заявлялось в СМИ, «совершил жесткую посадку») около 23.40, пытаясь приземлиться в аэропорту. Самолет упал на Суоярвское шоссе и, пробороздив около 150 метров, остановился лишь прямо возле домов строящегося дачного поселка, после чего съехал в кювет и загорелся. По данным NewsRu.com, из 52 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа 44 человека, включая семерых детей, погибли. Восемь человек выжили, но находятся с тяжелейшими травмами и ожогами в больницах. Четверо из восьми пострадавших будут перевезены в федеральные медицинские центры в Москву, сообщила министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова. В столице они поступят в Институт хирургии имени Вишневского, Национальный центр хирургии имени Пирогова, Центральный институт травматологии и ортопедии.

В крушении пассажирского самолета Ту-134 под Петрозаводском, похоже, может появиться главная версия — ошибка пилотов. В пользу версии о виновности погибшего экипажа говорит свидетельство авиадиспетчера карельского аэропорта Сергея Шматкова, который вел Ту-134 в последние минуты его полета. Авиадиспетчер утверждает, что до последнего убеждал пилотов идти на второй круг. Life News цитирует эмоциональные высказывания авиадиспетчера: «Плохая видимость из-за густого тумана — всего 2100 метров, темнота, сложная погода! Но Федоров (командир экипажа Ту-134. — Ред.) ответил, что будет сажать самолет вручную».

«Я не могу сказать, что на аэродроме вообще ничего не было видно, — продолжает Шматков. — Это называется минимальные условия видимости. В принципе, в таких условиях посадить лайнер можно».

Авиадиспетчер также отвергает версию того, что причиной крушения могло стать пятисекундное отключение светосигнального оборудования на взлетно-посадочной полосе. Оно произошло уже во время аварии, и именно из-за нее, утверждает он.

Напомним, следствие выдвинуло три основные версии крушения: человеческий фактор, то есть ошибка пилота или наземных служб аэропорта, сложные погодные условия, а также технические неисправности воздушного судна или оборудования аэропорта.

Глава Карелии Андрей Нелидов на экстренном совещании заявил, что техническое состояние аэропорта Петрозаводска отвечает всем международным стандартам, а новое оборудование было установлено всего полгода назад и исправно работало.

Между тем ИТАР—ТАСС цитирует официального представителя Росавиации: «Установлено, что самолет по неизвестным причинам отклонился от взлетно-посадочной полосы в сторону на несколько сотен метров, а также начал преждевременное снижение, в результате чего врезался в деревья, после этого столкнулся с линией электропередачи». Представитель ведомства утверждает, что столкновение самолета с ЛЭП произошло уже в ходе аварии, а не до нее. В результате электроснабжение инфраструктуры аэродрома было на несколько секунд прервано, однако вовремя сработали резервные источники питания. По его словам, инцидент никак не повлиял на работу аэропорта. Таким образом, подтверждаются слова авиадиспетчера Шматкова о том, что освещение прервалось в момент катастрофы.

Так называемый «человеческий фактор» действительно всегда был самой удобной причиной для трактования различных техногенных катастроф, поскольку фактически исключает необходимость острых оргвыводов, болезненных для властей системных решений по итогам трагедии. Не состоявшийся преемник-2008, а ныне просто вице-премьер Сергей Иванов, собственно, уже сконцентрировался на человеческом факторе: «Я не хочу предвосхищать следствие и все прочее, но по первым таким внешним данным очевидна ошибка пилота в условиях плохой погоды. Он не на полосу зашел, а правее». Также вице-премьер заявил, что не видит смысла в прекращении эксплуатации Ту-134: «Можно, конечно, запретить полеты. Это самое легкое решение. Только на чем летать?» — цитирует высказывание Иванова РИА «Новости».

Но пользователи Интернета, пока причины катастрофы официально не названы, высказывают свои версии произошедшего, среди которых доминирует техническая неисправность самолета.

Просто практически каждому гражданину России доводилось путешествовать на ветеранах отечественных небесных трасс — Ту-134 и Ту-154, чувствовать, как фюзеляжи этих старых самолетов скрипят в воздушных потоках. Когда-то действительно неплохие, но сейчас просто-напросто физически устаревшие машины до сих пор ежедневно поднимают в воздух сотни людей. Каждый может оказаться на месте несчастных пассажиров рейса Москва — Петрозаводск. Люди не понимают, почему они, граждане одной из богатейших стран мира, вынуждены рисковать своими жизнями в мирное время, отправляясь в путь на «воздушных динозаврах», современниках Леонида Брежнева и Берлинской стены. От осознания того, что мы летаем на самолетах, которые давным-давно пережили свою эпоху, становится жутко. И даже слова прославленного летчика-испытателя Магомеда Толбоева о том, что Ту-134 — надежная машина, не особенно успокаивают.

Блогер xoxothuk пишет в посте под красноречивым заголовком «Гроб на колесиках»: «А ведь Ту-134 не выпускают с 1986 года. Машина и тогда была не очень надежна, а спустя 31 год (погибший лайнер был 1980 года выпуска) она ненадежна втройне. И не прокатило наше «авось». Данные по катастрофам говорят, что почти каждый год погибало по несколько лайнеров этой конструкции. 69 самолетов за 48 лет. Это с учетом сокращения использования этой модели в 2000-х годах. 8,2 процента выпущенных лайнеров (70 из 852) погибли, унеся с собой почти 1500 человек. Кстати, другой продукт Туполева Ту-154 имел 7 процентов погибших самолетов (72 из 1020). И эти машины советская пропаганда называла одними из самых надежных. К примеру, Ил-86 — 3,7 процента погибших самолетов (4 из 106), Boeing 737 — 2,3 процента (157 из 6786), Airbus A320 — 0,6 процента (25 из 4181). Потому и предпочитают авиаперевозчики закупать «Боинги» и «Аэробусы», откатавшие свой срок на китайских и азиатских линиях. О вас же, о пассажирах, заботятся».

Ему вторит ЖЖ-юзер bruno_west: «По поводу петрозаводской катастрофы скажу только одно: это позор нашей власти. Самолет выработал ресурс по возрасту — 31 год! — но его продолжали гонять. И что характерно: когда показывали его предысторию в новостной хронике — мелькнули виды роскошных салонов, аэроплан сперва предназначен был випам, в каком-то элитном отряде числился… Но! Уже в 1983 году — через три года после постройки — он был «сослан» в обычные летные подразделения — возить население. У них всегда такое разделение: вот мы, а вот — население... Еще нюанс — лечить, спасать можно только в Москве, это еще один позор: в Петрозаводске можно только подыхать, никто тебя лечить там не будет и не сможет… (Подробнее здесь.) И сколько еще таких зачуханных аэродромов, и велик еще парк летающих гробов — летательных аппаратов с неизбежным летальным исходом».

«Естественно, виноваты, как всегда, пилоты. А кто же еще? Не чиновники же и владельцы авиакомпании? — с горьким сарказмом отмечает автор блога с характерным названием agent_fsb. — Самолет, наверное, хороший был, всего-то лет 40 летал без капремонта, молодой еще, столько же мог полетать без ремонта. А нас все террористами пугают…»

«Пока Иванов (очевидно, вице-премьер Сергей Иванов. — Ред.) катается на своем личном «Сухом», в России на металлоломе гибнут люди» — озаглавил пост об авиакатастрофе блогер xxxlman.

 

Материал подготовили: Михаил Аскетов, Роман Попков, Александр Газов