Планируется провести так называемую чистку в рядах коллекторов — для этого предлагается обязать все агентства вступать в саморегулируемую организацию (СРО) и установить обязанность по страхованию ответственности не менее чем на 5 млн рублей.
Устанавливается, что кредитор и взыскатель должны будут оформлять договор в простой письменной форме на взыскание просроченной задолженности. При этом кредитор будет обязан сообщить об этом должнику по почте.
В законе также прописываются права и обязанности кредитора, взыскателя и должника. В частности, взыскателю запрещается беспокоить должника и его представителя с 10 вечера до 6 часов утра, а также надоедать ему частыми звонками или визитами: такие контакты могут производиться не более трех раз в сутки и не чаще двух раз за один час. При этом должник вправе потребовать прекращения с ним взаимодействия в любой форме, за исключением письменной.
Кроме того, коллекторам запрещается вводить должника в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения просроченной задолженности, а также распространять информацию о денежных проблемах гражданина (или предприятия) третьим лицам. В законе также устанавливается запрет на размещение информации о задолженности на внешней стороне конверта, направляемого должнику.
При встрече с должником взыскатель обязан будет представиться ему и показать все необходимые документы.
При этом коллекторы получат право устанавливать контакт с должником, используя телефонные звонки, личные встречи, почтовые отправления по адресу проживания (работы) или месту нахождения, электронные письма (в сети Интернет), SMS-сообщения. В предложенном документе закрепляется их право запрашивать информацию о должнике в государственных и муниципальных органах за исключением сведений, составляющих гостайну. Коллекторы смогут опрашивать лиц (с их согласия), которые потенциально могут владеть информацией о должнике.
Кроме того, предполагается дополнить Кодекс об административных правонарушениях статьей, предусматривающей наказание за недобросовестную деятельность при взыскании просроченной задолженности. Однако штраф, устанавливаемый законопроектом, весьма мал — от 2,5 до 5 тыс. рублей, что уже сейчас заставляет усомниться в его эффективности.
Напомним, что глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко неоднократно призывал граждан, попавших под прицел недобросовестных коллекторов, не иметь контактов с ними и обращаться с жалобами в госорганы. Онищенко подчеркивал, что банки, передавая коллекторам чьи-либо долги, нарушают законодательство. В связи с чем чиновник настаивал на создании специальной законодательной базы.
Председатель Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков в интервью «Особой букве» заявил, что законопроект, обнародованный Минэкономразвития, не решает всех существующих проблем. Он обратил внимание на то, что коллекторы и так, как правило, не звонят раньше шести утра и позже 10 вечера.
«Необходимость наличия договора между взыскателем и кредитором — само по себе положение правильное, но договор и сейчас всегда заключается», — говорит глава ОЗПП, подчеркивая, что предложенный нормативный акт разрешает не совсем законную практику, когда банк переуступает долг коллекторам.
В качестве иллюстрации Аншаков привел следующий пример: допустим, один гражданин берет в долг у серьезного, порядочного банка, а другой — у криминального бизнесмена с Северного Кавказа. При наличии выбора человек, естественно, обратится в банк. Но при переуступке права требования оказывается, что он должен тем, у кого ничего не брал и даже не хотел брать. «Эта переуступка права требования от банка некоему коллекторскому агентству нарушает права заемщика», — говорит он.
Рассчитывать на то, что саморегулируемая организация поможет отсеять не совсем честных коллекторов, не стоит, считает наш собеседник. По его мнению, как правило, СРО создаются одним-двумя ведущими игроками рынка, которые с ее помощью пытаются рынок монополизировать.
«СРО в других сферах деятельности во многом себя не оправдали», — уверен Аншаков. Он напомнил, что в строительстве ввели СРО с той целью, чтобы избежать лишнего бюрократического давления на бизнес и снизить затраты на получение лицензии. В итоге затраты, наоборот, возросли.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов