Конституционный суд разрешил госслужащим публично критиковать начальство

Комментирует Павел Чиков,

глава правозащитной организации «Агора»

Чиновников наделили правом голоса

Чиновников наделили правом голоса
Чиновникам и полицейским разрешили выражать свое мнение по вопросам, представляющим общественный интерес, а также сообщать о нарушениях со стороны госорганов или должностных лиц.
1 июля 2011
В ряде случаев общественный интерес в получении конкретной информации может превалировать над обязанностью госслужащих соблюдать конфиденциальность. И хотя «госслужба является особым видом профессиональной деятельности…, однако установленные ограничения не должны быть чрезмерными», — к таким выводом пришел Конституционный суд РФ.

Конституционный суд РФ решил, что положения законов «О милиции» и «О государственной гражданской службе в РФ» не должны рассматриваться как абсолютно запрещающие госслужащим любые публичные высказывания и оценки, а также не предполагают автоматического увольнения в случае публичного выражения госслужащим своего мнения или убеждения. При этом статья 17 закона «О государственной гражданской службе в РФ», на основании которой в свое время были уволены милиционер Алексей Мумолин и главный налоговый инспектор одного из отделов Межрегиональной инспекции ФНС России по Центральному федеральному округу Любовь Кондратьева, неконституционной не признана.

КС указал, что госслужащий вправе выразить свое мнение — аргументированное и основанное на реальных фактах — публично, если оно соответствует общественным интересам, а мотивом выступления не является обида или достижение личных целей. При этом госслужащие должны иметь возможность защитить свои права, обратившись в комиссию по рассмотрению индивидуальных служебных споров и в суд.

Напомним, что в Конституционный суд подали иски Мумолин и Кондратьева, чьи истории увольнения с государственной службы оказались удивительно похожими.

Старший участковый уполномоченный Автозаводского РУВД города Тольятти Алексей Мумолин в ноябре 2009 года разместил в Интернете видеообращение, в котором раскритиковал организацию работы отделения милиции. После проведенной проверки ему было объявлено о неполном служебном соответствии за нарушение статьи 20.1 закона «О милиции». Позднее за интервью местной газете, в котором он сообщил, что недостатки в работе РУВД так и не были устранены, участковый получил строгий выговор и был лишен тринадцатой зарплаты. В знак протеста против действий руководства в марте 2010 года Мумолин провел одиночный пикет, после чего был уволен.

Уже бывший милиционер обжаловал все дисциплинарные взыскания в судах, однако в удовлетворении жалоб ему было отказано. При этом судебные инстанции указали, что до размещения видеообращения Мумолин не обращался за защитой своих прав в вышестоящие органы МВД.

Главный налоговый инспектор МИФНС России по ЦФО Любовь Кондратьева была уволена со службы после выступления на телеканале «Столица». 18 мая 2008 года в эфире передачи «На этой неделе» она усомнилась в законности действий налоговой инспекции при оплате командировочных. Суды подтвердили правомерность ее увольнения за допущенные высказывания.

«Особая буква» обратилась за комментарием к главе правозащитной организации «Агора», помогавшей Мумолину обращаться в Конституционный суд, Павлу Чикову.

По его словам, важным моментом в постановлении КС является то, что правоприменительные решения в отношении Мумолина и Кондратьевой должны быть пересмотрены. «И я не думаю, что нижестоящие суды рискнут проигнорировать указание Конституционного суда», — говорит Чиков.

Правозащитник напоминает, что в отношении Мумолина было три разных решения: обжалование дисциплинарного взыскания, обжалование увольнения, решение по иску о защите чести и достоинства, которое подавало его руководство. «Мы, безусловно, как только получим текст постановления КС, сразу же будем писать надзорную жалобу об отмене решений в связи с вновь открывшимся обстоятельством. Посмотрим, какие из них суды решат отменить и пересмотреть. Но, конечно же, главным для нас является вопрос с увольнением», — подчеркивает наш собеседник.

Постановление КС, отмечает эксперт, вполне можно рассматривать как разрешение госслужащим критиковать начальство: «Это такой сигнал к отвинчиванию гаек внутри замкнутых корпораций, в которых зачастую сотрудники чувствуют себя винтиками».

Вместе с тем глава «Агоры» считает неправильным подход Конституционного суда, фактически противопоставившего личные и общественные интересы. По его мнению, практически каждый, кто действует в общественных интересах, как правило, сначала столкнулся с ущемлением личных прав. «Так было и с Мумолиным, и с Кондратьевой, потому что они в первую очередь возмущались отношением ведомства к ним. Хотя видели, что это является типичной практикой. И именно поэтому заговорили о проблеме публично», — уверен правозащитник.

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов