Отталкиваясь от того, что мы сейчас узнаем из СМИ, рисуется черно-белая картина разгрома псов-рыцарей (или иных очевидных злодеев) сибирскими мужиками-богатырями. Красочно, воодушевляюще и, главное, хеппи-энд налицо... Там еще обязательно должен кто-нибудь встать в полный рост и произнести что-нибудь из серии: кто, мол, с дробовиком к нам придет, по печени непременно получит. И пошли титры…
И все же не дает покоя мысль: а что будет дальше? Жизненный опыт подсказывает, что даже со злодеями не все так очевидно. У правоохранителей и судов свой взгляд на происходящее, и нравственными категориями там оперируют редко. Есть четкое ощущение, что это не финал истории, а только ее завязка.
Тогда обо всем по порядку.
Что же нам известно на сегодняшний день? Неопровержимые факты: поселок Сагра находится в Свердловской области; там проживает около сотни жителей; примерно девять лет в Сагре проживал некто Сергей Красноперов с семейством, которого сагринцы заподозрили в наркоторговле и «попросили» из поселка; в ночь на 1 июля воспрепятствовать изгнанию Красноперова в Сагру приехали вооруженные люди, по разным оценкам, от 30 до 70 человек, которых встретили на окраине местные жители; в результате боя один человек погиб.
А теперь давайте разбираться. В ряде СМИ утверждается, что цыган Красноперов торговал наркотиками. Но речь на самом деле идет лишь о подозрении. Местные говорят, что не употребляют запрещенных препаратов (кому же цыган их тогда продавал?), про контрольную закупку ничего неизвестно, обысков в доме Красноперова не проводилось, правоохранители на подозрения сагринцев ранее никак не реагировали. Более того, одна из жительниц поселка Галина Кательникова накануне рассказывала в эфире «Русской службы новостей», что о наркоторговле она ничего не знала вплоть до инцидента 1 июля, но теперь, мол, все сошлось и стало очевидным.
По альтернативной версии, 29 июня был обворован дом одного из жителей Сагры, и подозрения пали на кого-то, кто работал у Сергея Красноперова.
Второе распространенное утверждение: произошедшее — межэтнический конфликт. На этой версии настаивают в фонде «Город без наркотиков», который защищает жителей Сагры и оказывает им юридическую помощь. Известно, что «карательный отряд», который приехал поддержать цыгана Красноперова, состоял из выходцев с Кавказа. Как рассказывают в фонде, там были азербайджанцы, чеченцы, дагестанцы и так далее. В общем, обойти стороной национальную подоплеку истории не получится.
Хорошо, обходить не будем. Но в Сагру «каратели» приехали, чтобы сражаться с русскими людьми, потому что они русские, или чтобы местные жители не мешали их криминальному бизнесу? Хотя, если бы я пожелал заявить о какой-то истории во всеуслышание, я бы настаивал именно на версии о межэтническом конфликте.
Еще одно предположение — банальный бытовой конфликт. Этой версии придерживаются в правоохранительных органах. Старший помощник руководителя следственного управления СКР по Свердловской области Александр Шульга так и сказал в интервью газете «Коммерсант»: «Возможно, это была бытовая ссора и личная неприязнь».
А я-то думал и гадал: что же происходит?! А это, оказывается, людей просто быт заел. Возможно, в параллельном мире господина Шульги, в котором он, по-видимому, и обитает, несколько десятков людей, вооруженных огнестрельным оружием, — это «бытовуха», обычное дело… Мне лично как-то не по себе от таких оценок.
В сухом остатке мы имеем следующее: смерть, перепуганный поселок, взбудораженную общественность и обещания властей разобраться. Все это как две капли воды похоже на то, что происходило в станице Кущевская после того, как там вырезали целую семью.
Параллелей здесь на самом деле предостаточно. Обращения жителей за помощью к правоохранителям были? Были. Реакция какая-нибудь последовала? Нет. Подозрения в том, что «карателей» не найдут есть? Есть. И эти подозрения небезосновательны.
Пока уголовное дело возбуждено в отношении жителя Сагры, которого обвиняют в убийстве по 105-й статье Уголовного кодекса. Еще по одной статье — «Хулиганство» — могут привлечь как нападавших, так и оборонявшихся.
Следствие только началось. А в Сагру уже приезжала комиссия, и там внимательно выслушали всех, не забыв обнадежить.
Как может выглядеть счастливый конец в этой истории? Голливудские сценаристы нехотя дописали бы, что нападавших всех арестовали и наказали, сагринцев судили, но под всеобщие аплодисменты и слезы родственников, конечно, оправдали. В общем, потом все жили долго и счастливо.
Но это было бы там, у них, в кинематографе... А у нас, я уверен, счастливого конца уже быть не может.
Во-первых, человека довели до того, что он стрелял в человека. Во-вторых, эта история ободрит отнюдь не борцов с наркомафией, а тех, кто потом будет «мочить» без разбора якутских шахматистов, таджикских дворников и прочих «чужаков». В-третьих, можно констатировать, что выводов после Кущевской наша правоохранительная система ни черта не сделала, поскольку стоны и жалобы сограждан так и остаются безответными.
И это только первые скоропалительные выводы. Дальше их будет больше. Но вряд ли от этого кому-то станет уютнее и теплее.
Вот и получается, что у нас нет ни хеппи-энда, ни скучной жизни по закону: с улыбчивыми крестьянами, въедливыми, но милыми мещанами и строгими, но справедливыми полицейскими.
Такой вот Hollywood, такой вот unhappy end.
Материал подготовили: Владимир Карпов, Александр Газов