Перенос столицы — явление в мировой истории достаточно частое и абсолютно нормальное. Возможно, в России необходимость переноса столицы созрела. Москва — город с уже, как часто кажется, неизлечимыми инфраструктурными проблемами — буквально задыхается под грузом федеральных органов власти. Огромное количество «мигалок» на дорогах, пробки, хамство водителей авто с «блатными» номерами, постоянная нервозность — все это прямое следствие столичного статуса.
Федеральное чиновничество, десятилетиями сидящее в московских кабинетах, опутанное коррупционными сетями, абсолютно утратило связь с остальной Россией. Наша страна превратилась в город-государство, презрительный термин «замкадье» является, по сути, настоящим позором для нации. Наблюдается серьезный перекос в сторону Московского региона по многим показателям — в политике, финансовой сфере, в демографии.
Перенос столицы в свете этого был бы позитивным явлением. В свое время Петр I безжалостно лишил «златоглавую» столичного статуса, порвал с затхлым духом боярских теремов и осуществил немыслимый проект возведения города своей мечты. Строили столицу «с нуля» североамериканцы (город Вашингтон, конец XVIII века), бразильцы (город Бразилиа, 1960 год), австралийцы (город Канберра, 1913 год). Наделяли столичными функциями сравнительно небольшие города, а не многомиллионные мегаполисы, западные немцы (Бонн, 1949 год) и южноафриканцы (Претория, 1961 год).
«Техническая столица» — небольшой или средних размеров город профессиональных государственных менеджеров, оторванных от вавилонских коррупционных соблазнов. Это мера, ведущая к оздоровлению государственного управления. В последние годы общественность часто обсуждает возможность переноса столицы из европейской части страны на Урал, в Сибирь или даже на Дальний Восток. Многим такие сценарии кажутся авантюрными, но на самом деле авантюрой является пребывание правящих элит на одном хорошо насиженном месте на протяжении десятилетий. По меткому выражению одного из блогеров, «федералы должны быть там, где тонко, а не там, где жирно».
Инициированный Дмитрием Медведевым вывод федеральных ведомств за МКАД — все-таки дорогостоящая полумера, не решающая проблему чрезмерного сосредоточения людских и материальных ресурсов в Московском регионе. Перетаскивание чиновников за «кольцевую» не приведет к разрыву устоявшихся коррупционных, кумовских связей. Даже проблему пресловутых пробок не решит — кавалькады с мигалками и без будут носиться между городом и областью, «решая вопросы» с прежней интенсивностью.
Комментирует Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства
В мировом опыте есть множество самых разных вариантов выноса правительственных учреждений. К примеру, посещая недавно город Бразилиа — административный центр Бразилии, я столкнулся с тем, что уже несколько десятилетий там обсуждают, насколько проект переноса столицы был успешным. Обсуждают разные аспекты и с разных сторон. Есть у нас и более близкий пример — казахстанская Астана.
Где-то от переноса плюсы, где-то минусы, которые можно найти в любом проекте. Тем более таком масштабном.
Когда за пределы города, как это практикуется в Европе и США, выносится университетский кампус, и студенты, и преподаватели живут там же. Понятно, что в случае с правительственными чиновниками ничего подобного сделать не удастся. Люди все равно будут ездить на место работы из города и своих загородных домов. А значит, стоит нормальная проектно-транспортная задача: подобрать такой уголок Подмосковья, который подходил бы в том числе и с точки зрения автодоступности.
Облегчает задачу то, что чиновники за город будут ехать «противотоком». То есть утром. Когда все в основном едут в Москву, они будут ехать в область, а вечером — наоборот. Поэтому при хорошей проработке может получиться приличный с точки зрения транспортной доступности проект.
Решение, однако, не лежит на поверхности, предстоит поработать. Найти в Москве квалифицированных проектировщиков при наличии денег несложно. Так что проект вполне реален.
Материал подготовили: Роман Попков, Сергей Шурлов, Александр Газов