Расследование причин крушения «Булгарии» и поиски виновных

Комментирует Леонид Гозман,

политик

В мутной воде на месте кораблекрушения

В мутной воде на месте кораблекрушения
Минтранс приостановил эксплуатацию судов, аналогичных «Булгарии». С таким заявлением выступил глава ведомства Игорь Левитин. По его словам, будущее этих кораблей «напрямую зависит от результатов расследования причин затопления теплохода».
18 июля 2011
А о причинах катастрофы со стопроцентной уверенностью можно будет говорить лишь после поднятия «Булгарии» со дна. Операция по подъему судна, по словам специалистов, должна завершиться уже сегодня.

Игорь Левитин рассказал, что в настоящее время на месте катастрофы водолазы закрепляют смягчающие подушки между спрямляющими стропами и корпусом корабля. Эти подушки позволят не повредить корпус судна во время выпрямления. «Заводится вторая подушка, и когда эта работа будет закончена, штаб будет принимать решение о выпрямлении судна — самой главной на сегодняшний день операции для нас», — отметил министр транспорта.

«После постановки судна на ровный киль на теплоход снова опустятся водолазы, они будут продолжать поиски тел погибших», — заявил чиновник. Он особо подчеркнул, что «до тех пор, пока еще раз не будет осмотрено судно и обследовано дно рядом с теплоходом, процедура подъема не начнется».

Между тем в пятницу Следственный комитет принял решение задержать для допроса капитанов буксиров «Арбат» Юрия Тучина и «Дунайский 66» Александра Егорова. Следователи подозревают их в неоказании помощи терпящим бедствие пассажирам «Булгарии».

Напомним, сразу после трагедии выжившие стали заявлять о том, что видели, как суда «Арбат» и «Дунайский 66» прошли мимо места кораблекрушения, хотя не могли не видеть находившихся в воде людей и спасательные плоты.

Однако замминистра транспорта Виктор Олерский высказал мнение, что капитанов этих двух барж нельзя судить однозначно. «Их трудно судить. Действительно, суда большие, могли навредить, что называется, подавить народ (спасшихся пассажиров теплохода. — Ред.). Я бы не стал прямолинейно судить», — сказал он.

Олерский признался: он не может поверить в то, что если бы прошедшие баржи действительно могли оказать помощь дрейфующим на надувных плотах людям, они могли этого не сделать.

Напомним также, что ранее были задержаны, а потом и арестованы арендатор судна в лице гендиректора ООО «Аргоречтур» Светланы Инякиной и старший эксперт камского филиала российского речного регистра Яков Ивашов, разрешивший, по версии следствия, эксплуатацию неисправной «Булгарии».

Леонид Гозман в интервью «Особой букве» заявил, что, по его мнению, надо судить всех виновных в этой трагедии, причем судить достаточно жестко. И речь здесь идет не о капитанах кораблей, проплывших мимо терпящих кораблекрушение людей, а бизнесменов, эксплуатировавших на глазах разваливающуюся «Булгарию».

Политик убежден: последние сознательно шли на преступление — они знали, что судно находится в плохом состоянии, но по своим финансовым или каким-то иным соображениям рассчитывали на авось. Причем «перетряхивать надо не только компанию-владельца судна, но и выяснять, кто давал-получал взятки за выпуск корабля в рейс. Стоило бы поинтересоваться, какого уровня начальство имело свой процент с этого безобразия, как высоко дойдет эта цепочка».

«Если я нормальный человек и покупаю билет на корабль, — рассуждает Гозман, — то я понимаю, что всегда есть опасность техногенной катастрофы. Но по крайней мере я должен быть уверен, что люди, которые продали мне этот билет, сделали все для того, чтобы была обеспечена моя полная безопасность».

Наш собеседник считает, что проверки, начавшиеся сейчас в отрасли, принесут определенную пользу: какие-то суда снимут с маршрутов и, значит, кто-то не погибнет. Вместе с тем проблему в этой сфере нужно решать комплексно, а не с наскока, как у нас это обычно бывает.

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов