По словам главы государства, появилась большая, хотя и разрозненная группа специалистов, имеющих гибких график работы, использующих новейшие компьютерные технологии. «Эти граждане … не включены в систему социального партнерства, лишены гарантированной социальной защиты», — подчеркнул президент неприемлемость подобного положения.
Кроме того, Медведев заявил о недопустимости давления правоохранительных структур на профсоюзы: профсоюзные лидеры пожаловались на жесткое поведение полиции, разгоняющих акции, которые проходят по профессиональным мотивам.
Но главное, что вопрос о правах тех, кто не зарегистрирован в качестве юридического лица, но тем не менее связан с работодателем очень условно и порой без договорных обязательств, был озвучен на самом высоком уровне.
По мнению известного экономиста Евгения Ясина, в Трудовом кодексе действительно есть упущение, связанное с отсутствием четко выделенной категории людей свободной занятости либо «самозанятости» — таковых сейчас примерно 22 млн человек.
«Мы ожидали, что с началом реформ возникнет большая безработица, — признался собеседник «Особой буквы», — но этого, к счастью, не произошло. Реакция рынка труда на реформы оказалась гибкой, в отличие от тех же западных стран, где безработица во времена кризисов достаточно большая».
Структурная перестройка, по словам эксперта, все же идет. И кроме людей, переключившихся на свои приусадебные участки и переставших считать важной регистрацию на своем рабочем месте, стихийным образом создалась категория занятых «свободным промыслом». Тем более что на так называемых «тунеядцев» охоты уже не было.
«Но поначалу казалось необязательным их как-то регистрировать и считать фрилансерами официально, ибо на прежних местах у людей оставались трудовые книжки. Экономика приспособилась к переходному периоду, люди «расшевелились», появилась возможность выбора — привязываться к стационарному месту либо самим планировать свое время и, соответственно, зарплату, действуя параллельно в разных местах или другим способом», — подчеркнул научный руководитель Высшей школы экономики.
«Сейчас, когда мы все дальше уходим от привычной и традиционной структуры индустриальной эпохи, — продолжил наш собеседник, — данный сектор занятости становится все более важным, хотя и не столь велико число фрилансеров-инноваторов, предложение президента все равно достаточно актуально».
Едва ли уместно считать жест Медведева политическим, этаким желанием сыграть в сторону молодежного электората, считает экономист: «Доля молодежи мне кажется здесь не столь весомой. Как раз молодым свойствен поиск прочной работы с высокой зарплатой, и фрилансерство для них временно, пока не найдется более перспективная должность в большой компании».
«Настоящее фрилансерство начинается там, где уже можно сравнить перспективы работы в такой компании со своим собственным бизнесом. У нас, повторяю, это пока не слишком распространено. У нас, напротив, основной контингент «самозанятых» все же возрастной: людям выгодно работать в торговле, еще где-то, а не в бюджетных организациях. Для перспективного роста в амбициозных компаниях у них мало шансов. Но это все же свободная экономика со всеми ее плюсами», — подводит итог Евгений Ясин.
Материал подготовили: Александр Самарцев, Роман Попков, Александр Газов