Два российских города вошли в десятку самых загрязненных районов планеты

Елена СЛАВОЛЮБОВА,

«Особая буква»

Дзержинск и Норильск попали в грязную историю

Дзержинск и Норильск попали в грязную историю
Дзержинск и Норильск находятся в десятке самых грязных городов мира, обгоняя даже Чернобыль.
28 июля 2011
Список, составленный американской научно-исследовательской организацией «Институт Блэксмита»-, опубликовала британская газета The Daily Telegraph. На первых местах прочно укрепились города Китая и Индии. Российские города заняли шестое и седьмое места.

 

Норильск давно признан самым грязным городом России. Его жители живут на 10 лет меньше, чем остальные россияне. Они подвержены аллергии, астме, порокам развития сердечно-сосудистой системы, болезням органов дыхания, пищеварения и крови, расстройствам психики. Кроме того, у жителей Норильска чаще, чем в среднем по стране, развиваются онкологические заболевания.

Дзержинск стал шестым. В этом городе экология загублена — долгие годы вредные и неочищенные заводские отходы сбрасывались в реку или закапывались в землю.

Седьмое место в «антирейтинге» занял Норильск, в котором катастрофическую ситуацию создает предприятие «Норильский никель». Его комбинаты регулярно выбрасывают ядовитые газы в атмосферу, а сам город буквально отравлен тяжелыми металлами.

В связи с чем американские исследователи сочли Норильск менее загрязненным, чем его соседа по рейтингу, совершенно непонятно. В Дзержинске хотя бы пытаются улучшить экологическую ситуацию. И она действительно изменилась по сравнению с 80-ми годами.

Чернобыль идет в списке Института Блэксмита вслед за Норильском. Последствия самой известной в мире ядерной аварии по-прежнему страшны. В десятку самых грязных мест на планете попал еще один ближайший сосед России — азербайджанский город Сумгаит. Там Каспий отравляет нефтехимическая промышленность.

Первое место досталось городу Линьфэнь в Китае — в этом регионе добывают уголь. Второе место занял опять-таки китайский Тяньжинь — центр производства свинца.

Алексей Киселев, руководитель токсической программы «Гринпис России», заявил в интервью «Особой букве», что доверять данным Института Блэксмита можно, поскольку американцы еще лет 40 назад поняли простую истину — люди в непригодных экологических условиях жить не могут и не должны. И пришло это осознание тогда, когда у них в стране были города, похожие на Дзержинск, но все-таки не такие, как Норильск.

«Конечно, когда два российских города оказываются в списке самых загрязненных мест планеты, то все начинают кричать, что это — проклятая западная пропаганда, которая направлена на снижение инвестиционной привлекательности российской территории. Однако американцы при такой же проблеме не кричали об этом, а просто создали структуру под названием «Суперфронт». На территориях, которые подверглись тяжелейшему экологическому прессингу, ввели особый режим управления с особыми программами реабилитации», — говорит эксперт. Именно благодаря этому американские территории вряд ли в будущем повторят наш печальный опыт и окажутся в подобных рейтингах, отмечает он.

«Дзержинску и еще ряду городов необходимо присвоить звание зоны чрезвычайной экологической ситуации и начинать реабилитацию. Для этого нужно составить бизнес-план. И понять: это проблема нынешняя или историческая. Если историческая, то нужно выяснить, сохранились ли виновники и какова их финансовая ситуация. Если нет, то за реабилитацию территории нужно платить из федерального бюджета», — считает Киселев.

По его мнению, деньги надо давать не директорам заводов, которые виновны в загрязнении, а напрямую направлять тем, кто занимается ликвидацией последствий экологических катастроф.

«Федеральное правительство должно сказать: «У нас есть проблема, но мы эту проблему решаем». И в России достаточно законов, чтобы справиться с экологическим загрязнением. Хватит болтать, давайте делать, а то о Дзержинске правительство болтает уже 28 лет», — напоминает собеседник «Особой буквы».

Руководитель токсической программы «Гринпис России» уверен, что с каждым годом в Норильске качество сырья падает. Там становится больше примесей. Соответственно, необходимо думать, где брать другой источник сырья или менять профиль заводов. Например, перейти с первичного сырья на вторичное, поскольку оно практически не дает загрязнения.

«В США есть металлургическое и платиновое производство. И собственник этих заводов тот же «Норильский никель». Но, поверьте мне, загрязнений там нет. Почему Россия не строит такие же заводы, как в США? Наверное, потому что плевали мы на контроль — государство от экологических проблем отстранилось и занимается не пойми чем. Сейчас пожары тушит население, волонтеры занимаются пенсионным и патронатным делом, частные лица лечат больных детей, возят лекарства. Сами люди занимаются и решением проблемы вредных отходов в стране. Бизнес чувствует себя совершенно комфортно, его никто не наказывает. Именно отсутствие в России наказания за правонарушение — начиная с обсчета на 50 копеек в ларьке с мороженым и заканчивая выбросами «Норильского никеля» — и привело страну к тому состоянию, в котором она находится», — убежден Алексей Киселев.

 

Материал подготовили: Елена Славолюбова, Мария Пономарева, Александр Газов