Учителя остались без «лужковских надбавок»

Федор КАЛАЕВ,

«Особая буква»

Московские чиновники научились только делить и вычитать

Московские чиновники научились только делить и вычитать
Сколько бы ни заверяли московские чиновники, что отмена «лужковских надбавок» не отразится на доходах учителей, в это слабо верится. После истории с изменением системы начисления зарплаты врачам людей уже не обманешь.
1 августа 2011
Теперь это носит название «эксперимент»: ополовинить людям зарплату и посмотреть, что будет. Помните знаменитый опыт профессора Выбегалло из повести «Понедельник начинается в субботу»? «Теперь можно считать доказанным, что ежели человека не кормить, не поить, не лечить, то он, эта, будет, значить, несчастлив и даже, может, помрет». В московском образовании все наоборот: не помрет, эта, а будет, значить, счастлив. Эмпирическим методом исследования будем доказывать.

 

Московские власти признают ликвидацию «лужковских надбавок», однако не устают повторять, что заработная плата столичных учителей снижена не будет. Об этом, в частности, говорил руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина в эфире радиостанции «Эхо Москвы». По его словам, бюджет московских школ не сокращается — он просто будет рассчитываться по другим нормативам. Более того, перешедшие к новой системе финансирования учебные заведения получат дополнительно 15 млрд рублей в год, что, по мнению чиновника, никак не подразумевает сокращения зарплат для педагогов. Он привел в пример ситуацию, когда в учреждении с углубленным изучением химии учителю химии могут установить «повышающий коэффициент», что благоприятным образом отразится на его ежемесячном доходе. Исаак Калина сообщил, что к 1 сентября в экспериментальный проект по переходу на новую систему финансирования будет включено более 250 московских школ.

Напомним: с начала сентября в столичных школах отменяются ставшие уже привычными надбавки к зарплатам, введенные во времена Юрия Лужкова и «державшие заработки московских учителей на голову выше, чем в других регионах». Столичные власти успокаивают работников школ: размер заработной платы из-за нововведений не уменьшится. По задумке чиновников от образования, заработок педагога будет просто по-другому выглядеть.

Что мы имеем сейчас: зарплату и надбавки. Не берусь точно перечислить их поименно, но по факту они едва ли не наполовину формируют ежемесячный заработок учителя. А заработок московского преподавателя, между прочим, колебался в районе 35—40 тысяч.

По некоторым сведениям, зарплата учителя иностранного языка могла доходить и до 80 тысяч. Для сравнения: в Северной Карелии экскаваторщик в железорудном карьере с повышенным радиационным фоном получает не более 60 тысяч.

Я понимаю, очень тяжело и скучно сидеть и высчитывать, сколько денег на надбавки необходимо выделить на каждого учителя. Но с 1 сентября эта громоздкая система упраздняется, и все становится просто и ясно. Остается базовая зарплата в размере 19 тыс. рублей, а все остальное учитель получит в виде «стимулирующих выплат».

Казалось бы, ну что тут такого? Какая разница, как будет называться денежка? Но разница есть, и существенная.

«Московский комсомолец» приводит слова Всеволода Луховицкого, члена совета межрегионального профсоюза «Учитель». Он уверен, что «резкое сокращение гарантированной части учительских зарплат приведет к серьезным финансовым потерям. Ведь чтобы при базовой ставке в 19 тысяч учитель английского языка мог получить свои нынешние 80 тысяч, ему за счет стимулирующей части надо добрать еще 60 тыс. рублей. А это решительно невозможно».

Дело в том, что каждое бюджетное учреждение имеет свое штатное расписание и тарифную сетку. Стимулирующие выплаты по закону не могут превышать определенный процент от базовой зарплаты, их размеры регулируются специальными нормативными актами. Сильно сомневаюсь, что где-нибудь в недрах Минобразования родится документ, позволяющих выплачивать 300 процентов к зарплате.

Второй момент: определять интенсивность стимуляции будет лично директор. И вроде бы как у него для этого есть какие-то там критерии. В частности, порадовало известие о том, что предметников будут оценивать по сложности преподаваемого предмета. К примеру, математика признана более сложное материей, нежели история. Интересно, кто это определил — историки или математики?.. То есть возьмем двух учителей. Вместе пять лет учились в вузе, обладают одинаковыми навыками, опытом, выслугой лет, одинаковое количество часов ведут. Но математик будет получать больше. Лирики в очередной раз продули физикам.

Самое интересное, что по закону директор вовсе не обязан отчитываться перед коллективом в своих действиях относительно выплаты стимулирующих. Его решение абсолютно автономно: что хочу, то и делаю. Разумеется, что разгул произвола здесь неминуем и личные пристрастия начальства будут отражаться на зарплате работников самым серьезным образом.

Кто-то там из задних рядов пискнул, что, мол, за всем этим будет следить профсоюз. Следить будет. Сделать ничего не сможет. В этом мы уже убедились, потому как в глубинке вводимые московскими чиновниками правила действуют давно.

Журналисты уже задались вопросом, как это Сергей Собянин рискнул так пнуть педагогов накануне выборов. Ведь в избирательных комиссиях сидят в основном учителя, и они могут, что называется, отомстить. Боюсь, ситуация выглядит совершенно иначе, с точностью до наоборот. Приведу пример.

Вот есть, скажем, маленькая районная газета, каковая существует в любом российском городке: письма читателей, фотография мэра, незарываемая яма на улице Ленина. Такая себе местная многотиражка, тихая и трудолюбивая, как марсоход «Апортьюнити». И вдруг редактор, начитавшись французских просветителей, оглашает окрестность правдивым воплем: деньги, выделенные на ЖКХ, разворовываются, городская собственность находится в едва ли не бесплатной аренде у родственников мэра, а сам мэр никакой не гениальный, а всего лишь выдающийся.

Сам говорю и не верю, но факт: ничего с таким редактором местная власть сделать не сможет. У нас отличный закон о СМИ. Но! В основной своей массе районные редакции являются либо муниципальными учреждениями, либо входят в состав муниципального учреждения. Те, кто бросился было в самостоятельное плавание, быстро охладели к свободе после введения страховых платежей в 34 процента… Так вот, мэр снимает трубку, звонит директору муниципального учреждения и произносит примерно следующее: «Капитолина Ивановна, редактор ваш распоясался, он подрывает веру народа в светлое будущее и наносит вред обороноспособности страны. Партия требует от вас принятия мер». И…

И директор начисто срезает редактору всю стимулирующую часть зарплаты. Основание — ну, скажем, газету в этом месяце было неинтересно читать. Попробуйте доказать обратное. А знаете, сколько зарплата редактора чистыми без стимулирующих? Включая северный и районный коэффициент — 9,5 тыс. рублей. Больше редактор в библиотеку не пойдет.

Это я к чему. Если от учителя требуются некие особые услуги на выборах, он их не сможет не оказать. Потому что теперь он в полной зависимости лично от директора, а тот — в полной власти своей партии.

Интересно, что с 1 октября зарплаты уборщиц, завхозов и других сотрудников образовательных учреждений, которые не имеют отношения к процессу обучения, вырастут на 6,5 процента. Самые солидные надбавки ждут медицинских работников, которые состоят в штате учебных заведений. Их зарплаты вырастут вдвое.

Думаю, долго такая система оплаты труда учителей не продержится. Мы уже убедились в этом на примере врачей. Им тоже посрезали все что могли. Врачи пожали плечами и разбежались по частным клиникам. Кто не сумел — вообще ушел из профессии. В поликлиниках остались ну уж самые невостребованные, которые начали лечить за очень дополнительные деньги.

Пришлось срочно возвращать эскулапам заработок, и только участковым. Сейчас у нас на северах участковый со всеми коэффициентами получает около 40 тысяч. Узкий специалист — значительно меньше. И кстати: из этих 40 тыс. 20 — какая-то президентская доплата, которую сами же медики называют подачкой. Доплата тем и хороша для работодателя, что ее в любой момент можно отозвать…

Надо сказать, что зажиточная Москва все-таки что-то тратила на жителей. Эти «лужковские доплаты» бюджетникам и пенсионерам — ход сильный. Неслучайно после известия о нелегкой учительской доле забеспокоились и неработающие пенсионеры, которые, согласно постановлению правительства Москвы от 27 ноября 2007 года, получают надбавки из бюджета города. Сейчас эти выплаты составляют около 11 тыс. рублей. Но власть заверила, что пенсионеров «оптимизировать» не станут.

Да и вообще, чего ее бояться, этой маленькой пенсии? Замминистра финансов России Сергей Шаталов уже призвал россиян подготовиться к повышению пенсионного возраста до 65 лет. Таким образом, выражение «нам до этого, как до пенсии» снова войдет в моду и заиграет свежими красками.

 

Материал подготовили: Федор Калаев, Александр Газов