В одном из беднейших регионов страны, где самая высокая безработица, где власть фактически в руках радикальных исламистов и боевиков, создается футбольный суперклуб. Что это, как не пир во время чумы, воскликнут обыватели.
Но я не соглашусь с ними даже наполовину. По одной простой причине. Хозяин «Анжи» Сулейман Керимов тратит свои собственные деньги. Заработанные им честно (коль скоро не доказано обратное), и он имеет право тратить эти деньги по своему разумению. Ему даже не поставишь в упрек то, что ставили в упрек Роману Абрамовичу, пустившему миллионы на «Челси», потому что Керимов финансирует отечественную команду.
Когда РЖД вбухивает банкноты в «Локомотив», когда «Газпром» ни в чем не отказывает «Зениту», когда из бюджетов финансируются большие и малые клубы по всей стране, и именно этот способ финансирования профессионального спорта остается в стране всеобщим правилом, — мы можем возмущаться. Но когда частное лицо тратит деньги по своему разумению — какое право мы имеем его осуждать?
Про футбол часто говорят как про социальное явление. Чаще всего это пустая болтовня. Но бывает и так, что футбол действительно становится отдушиной для людей. Вот как раз накануне читал интервью величайшего немецкого футболиста и тренера Франца Беккенбауэра, и он говорил, что победа Германии на чемпионате мира в 1954 году стала для всех немцев невероятным событием, потому что жители разгромленной, опозорившейся, униженной страны, оказавшейся изгоем на обочине, вдруг поняли, что они тоже могут чего-то добиться, что в беспросветной жизни тоже есть радости.
И для Дагестана проект Керимова очень важен. Он, конечно, очень искусственный. Хотя бы потому, что распространенный полуироничный вопрос «Как же все эти «Роберто Карлосы» будут жить в Махачкале?» имеет тривиальный ответ: никак. Команда базируется в Подмосковье, и встретить Роберто Карлоса куда проще на улицах Москвы, чем в Махачкале. Столица Дагестана — как порт приписки, куда корабль может зайти всего считаное количество раз. Еще такие затеи сопровождаются комментариями типа «Из грязи в князи», «Денег куры не клюют», «Хотят купить чемпионство» и тому подобными. Богатство никогда не вызывает у людей симпатии. Пока одни годами кропотливо трудятся, другие за полгода просто все покупают.
Но это все из области философии и психологии. А по сути ничего предосудительного Сулейман Керимов не делает. Хотя кто-то может задать ему и другой вопрос: «А почему бы ему не потратить эти миллионы на создание новых рабочих мест, на помощь бедным и больным, на борьбу с ваххабизмом и тому подобное?» Но и такие призывы из разряда отвлеченно-утопических.
Во-первых, это для Самюэля Это'О 30 миллионов — куча денег, а для Дагестана и 30 миллионов — очень мало. В своем клубе Керимов может проконтролировать, как эти деньги потратят. В республике большую их часть наверняка сопрут.
Нет, Керимов не ограничивается футболом. Он влиятельный человек, он помогает кому может. Но даже самый богатый человек не в состоянии в одиночку вытаскивать беднейший, насквозь коррумпированный, криминальный край. К тому же не имея формальной власти.
Поэтому проблемы бедности, террора, коррупции в Дагестане — это не проблемы Керимова. И эти проблемы не решатся, если Керимов просто не станет тратить на «Анжи» свои деньги. Он делает что может, что считает нужным, и дарит народу на родине сказку. Очень красивую, дающую надежду на то, что жизнь наладится. А об остальном должны позаботиться все-таки в основном другие люди. И в Махачкале, и в Москве.
Материал подготовили: Антон Орех, Александр Газов