Праймериз — это первичные выборы, тип голосования, в котором выбирается один кандидат от партии для последующего выдвижения на выборах. Смысл праймериз состоит в том, чтобы кандидаты от одной партии не отбирали друг у друга голоса в основных выборах. Проигравшие в праймериз иногда все же участвуют в основных выборах, но как независимые кандидаты, без поддержки своей партии.
Нашему кандидатскому сообществу проводить какие-то там первичные выборы и в голову бы не пришло. Никто ведь никогда не задумывался: а как вообще формируется избирательный список партии? Коммунисты, наверное, проводят собрания и большинством голосов определяют товарища. Список ЛДПР, я так полагаю, составляет лично Владимир Вольфыч — в том числе и с учетом материальной поддержки, оказанной партии будущим кандидатом. Список «ЕдРа» составляется по шаблону: туда записывают всех начальников, слегка разбавляя их действительно уважаемыми людьми. Но в любом случае в нашей стране решение о том, кто в итоге пойдет баллотироваться, принимают где-то в партийных верхах. И вдруг выясняется, что мы тоже можем проводить первичные выборы! Просто Висконсин какой-то…
Праймериз бывают открытыми, когда голосовать может любой, и закрытыми, когда право голоса имеют только члены партии, проводящей предварительные выборы. В 2011 году «Единая Россия» впервые решила провести праймериз в масштабе всей страны, причем по некоему промежуточному варианту. В них участвовали не только члены партии, но и представители «Общероссийского народного фронта» — объединения различных общественных организаций. Процедура выглядела следующим образом. Кандидаты выбирали свой регион и выступали в нем на нескольких площадках. Их выступления оценивали выборщики — специально отобранные люди, одна половина которых состоит в «ЕР», а другая — только в ОНФ. Предполагается, что в соответствии с результатами праймериз будет составлен список «Единой России» на выборы в Государственную думу. За участниками «Народного фронта» закреплено 150 из 600 мест.
Вообще нужно было изрядно подрихтовать сознание наших партийцев, чтобы втравить их в эту демократическую процедуру. У нас же как было? Кандидат давал обещания, ссылаясь на то, что конкуренты, дающие такие же обещания, на самом деле обманут народ. Они все демагоги, дилетанты и рвутся к власти исключительно ради личной наживы. А сам кандидат — человек честный и, хоть ужасно занят, вынужден участвовать в выборах, потому как кто, если не он. Личная скромность, кстати, страшно мешает агитации. По себе помню, когда меня выдвинули в совет дружины пионерской организации нашей школы. Так неудобно было… Организация потом развалилась. Но я ни при чем!
А теперь ситуация крайне щекотливая. Как же ругать конкурентов, когда они с тобой же в одной партии и состоят? Ты что, считаешь их всех пустобрехами и карьеристами? Тогда как же ты в их партии состоишь? А если они все проверенные товарищи, бескомпромиссные борцы за все подряд — чего ж ты лезешь и мешаешь этим достойным людям занять по праву причитающиеся им места в Думе? Непонятно… Окажись я на месте такого вот участника праймериз — я бы чувствовал себя неловко, как поп на гей-свадьбе.
Самое интересное, что такая ситуация у нас уже была. Помните вторые выборы Владимира Путина? Одновременно с лидером нации баллотировался в президенты и тогдашний спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Народ происходящим живо заинтересовался. Миронов — человек Путина. Миронов был заместителем руководителя питерского штаба Путина на предыдущих выборах. Никто особо не сомневался, что и кресло спикера Совфеда Миронов занял благодаря Путину. И вдруг — такой демарш. Неужели осознал и разглядел?
Ничего подобного. Едва ли не в каждом интервью этот широкой души человек не упускал случая подчеркнуть, как же он уважает Владимира Владимировича, как ему верит, и насколько глупо предполагать, что нашу страну может возглавить кто-то другой. На своих пресс-конференциях спикер Совета Федерации говорил, что в случае своей победы «будет верен курсу Путина», а свое решение идти на выборы объяснял так: «Развитие страны в течение последних четырех лет и начало нынешней президентской кампании убедило меня в том, что курс на укрепление российской государственности, олицетворением которого является президент Владимир Путин, нуждается в гарантиях необратимости» (BBC). Вы что-нибудь поняли? Я нет. Ну, у меня же нет четырех высших образований, как у Сергея Михайловича… Впрочем, тогда мы хотя бы от души повеселились. Если кто забыл — именно вокруг Сергея Миронова собралась «Российская партия жизни», знаменитая своей борьбой за выживание российской выхухоли.
Сейчас тоже есть повод похихикать: 93 процента граждан страны, судя по опросу, понятия не имели о каких-то там праймериз! Это со всей-то властной махиной, которая пашет на «ЕР»! Хотя руководство партии отказалось признать выводы ВЦИОМ в качестве заслуживающих доверия. Исполняющий обязанности секретаря президиума генсовета «Единой России» Сергей Неверов заявил, что не менее четверти населения России знает о проходящих внутрипартийных выборах — именно такие слова были приведены на официальном сайте партии. Неверов обосновал свое предположение тем, что аудитория программы «Время» на «Первом канале», по его данным, составляет 30 процентов населения. Сам представитель «ЕР» неоднократно видел в эфире этой программы репортажи о ходе праймериз.
Уж не знаю, как он подсчитывал телерейтинг, источников Неверов не раскрыл, но что-то как-то он загнул. Кто у нас в основном смотрит федеральные каналы? Правильно — пенсионеры, которые не пользуются Интернетом и не подключают кабельное телевидение.
Я с трудом себе представляю, как такой вот типичный российский пенсионер разбирается в тонкостях праймериз. Хотя это был бы интересный эксперимент: приучить народ к политическим играм. Представляете: врывается мужик после дневной смены в квартиру, наскоро что-то перекусывает, садится напротив телевизора, открывает бутылку пива, обставляется фисташками и сухариками, щелкает пультом — а там вместо ожидаемого футбола лидеры партии соревнуются в красноречии. И спустя полчаса мужик уже швыряется воблой в экран и орет что-то типа «Модератора на шампунь!».
А по окончании внутрипартийных теледебатов молодежь с воплями вываливает на улицу — это праймериз-фанаты. Одни — умеренного толка, другие — правые либо левые уклонисты. И как давай друг друга дубасить!.. Эх, жизнь бы какая интересная настала… А что бы творилось в стране во время дебатов между кандидатами в президенты страны Путиным и Медведевым — даже представить нереально!
Боюсь, жить в эту пору прекрасную нам с вами не придется. Конечно, очень здорово, что теперь народ сам решает, кого из представленных особей культивировать для грядущих выборов. Но как-то упускает из виду население, что руководство «Единой России» и лично лидер партии Владимир Путин имеют право вносить в уже сформированный список любые изменения. То есть вся это весьма дорогостоящая затея с праймериз — очередной спектакль, не имеющий никакого отношения к реальности.
Привет от выхухоли.
Материал подготовили: Максим Шелек, Александр Газов