Алексей Плахотников, как не стать жертвой коллекторов
Что нужно для того, чтобы экономика развивалась, и как может государство помочь той или иной сфере экономики? У нас была проблема с автопромом. Как поступило наше правительство? Я считаю, что очень грамотно, на основании международного опыта и с учетом российской действительности, — дали людям, утилизирующим свои автомобили, скидку на покупку новых автомобилей отечественного производства. В результате граждане получили новые автомобили, а автопром — миллиарды рублей от граждан. Уже в третий раз, по-моему, мы выделяем по этой схеме деньги из бюджета. Мы выделяем 10 млрд, а приходят в наш автопром 50—70 млрд. И впервые на моей памяти наша «Лада» начала приносить прибыль. Поэтому в экономике надо вбрасывать деньги.
Как их вбрасывать? Одна из форм — кредитовать людей. Надо идти от человека, от гражданина. Ему нужен холодильник, он взял кредит и заплатил за этот холодильник, лучший холодильник. Тем самым мы вливаем деньги в развитие того или иного товара.
Мы все больше и больше ориентируемся на кредитование. Мы говорим об ипотеке. Она начинает увеличиваться. Мы говорим о микрокредитовании. Появились первые организации, которые выдают кредиты от 10 тыс. рублей до миллиона.
Но деньги надо отдавать. И здесь возникают проблемы. И эти проблемы в нашем государстве растут.
Говоря о банкротстве физических лиц, мы предлагаем цивилизованное банкротство. Это касается тех людей, которые попали в сложную ситуацию. Бывают у людей проблемные моменты. Случилось так: уволили с работы или еще что-то. Но человек не пытается присвоить занятые деньги, он собирается их отдать. Он знает, что через год получит дивиденды по акциям, которые у него есть. Или, скажем, у него есть дом в деревне, который можно продать. Пока этот дом не продается, но он продастся, и у человека появятся средства, чтобы вернуть долг. И на работу он устроится. Но пока он отдать не может. И тут включается закон о банкротстве.
Проект закона о банкротстве физических лиц, который давно обсуждается, в том числе и в комитете по собственности, говорит о чем? О том, что человек может объявить себя банкротом. И это не позорно. Он объявляет себя банкротом. Нам бы хотелось, чтобы это было в рамках закона о банкротстве. Потому что там предусмотрено несколько стадий банкротства. И по тем проектам, которые сейчас есть, у человека многое не отбирают.
Как происходит сейчас? Человек должен банку. Банк подает в суд. Суд присуждает отдать деньги. И пока человек не отдаст, за ним будет ходить судебный исполнитель. Идет человек на работу устраиваться, а за ним судебный исполнитель. Сами понимаете, это не очень хорошо. А если речь идет о большой сумме, человека лишают многих прав. Он за границу может не выехать и прочее. Сразу арест на зарплату накладывается. И все это длится, пока ты не отдашь деньги. Всю жизнь может продолжаться.
Законопроектом предусмотрен период наблюдения. Ты обязательно должен рассказать, как ты предполагаешь гасить свой долг. То есть ты вступаешь в процедуру банкротства, в процедуру отдачи этих средств, которая длится в течение пяти лет. Тебе оставляют твою квартиру, орудия труда, скот, если ты живешь в сельской местности, то, чем ты отапливаешься. Оставляют какую-то сумму денег (в разных вариантах законопроекта предлагаются разные суммы, я не буду на них останавливаться). Тебе дают пять лет и возможность отдать эти деньги. А если ты их не отдашь, банки списывают долги.
Но не надо трактовать это так, что я возьму кредит, через пять лет с меня спишут долг и все будет хорошо. Параллельно с этим законопроектом разрабатывается законопроект, предусматривающий усиление уголовной ответственности для тех, кто взял кредит, не собираясь его отдавать. Мы говорим о банкротстве честных людей, у которых сложилась такая ситуация.
Что касается коллекторских агентств, то нынешние практики, когда банки продают коллекторам долги с большими скидками, могут сойти на нет. Конечно, что-то может сохраниться, но это будет несколько по-другому. Потому что в течение этих пяти лет большинство граждан, думаю, найдут возможность отдать свои долги.
Вместе с тем даже имеющейся на сегодняшний день законодательной базы достаточно, чтобы не позволять коллекторским агентствам нарушать наши права. Это мы многого не знаем. И когда нам звонят по телефону ночью, когда нас встречают у подъезда и угрожают, мы почему-то не обращаемся в милицию и прокуратуру. Да, мы должны, но это не повод нарушать наши права. Надо уметь защищать себя.
Принятие закона о коллекторских агентствах стоит на повестке дня. Но и при тех законах, которые сейчас есть, от коллекторских агентств защититься можно. Угрозы физической расправы и ночные звонки надо обязательно фиксировать и писать в милицию и прокуратуру. С этим надо бороться. Я бы всем это порекомендовал — вне зависимости от того, в состоянии ты отдать свои долги или нет.
Материал подготовили: Роман Попков, Сергей Лихарев, Дарья Шевченко, Виктория Романова, Ольга Азаревич, Лидия Галкина, Мария Пономарева, Александр Газов