Даже существующих сегодня законов достаточно, чтобы не позволять коллекторам нарушать наши права

Алексей ПЛАХОТНИКОВ,

депутат Государственной думы

Паяльником за взятый в кредит холодильник

Паяльником за взятый в кредит холодильник
Взаимоотношения банков и заемщиков решаются законом, а не ломом или паяльником. Поэтому с беспределом коллекторских агентств можно и нужно бороться.
23 августа 2011
Тяжелые жизненные обстоятельства могут быть у каждого. И если человек, не предвидя их наступление, взял кредит, который не может отдать, жизнь превращается в ад. Его имущество описывают, за ним по пятам начинает ходить судебный исполнитель, он лишается возможности выехать за границу и так далее. Но еще страшнее, когда за выбивание долга берется коллекторское агентство. До паяльников, правда, дело сейчас не доходит, но ночные звонки, угрозы физической расправы, терроризирование родственников гарантированы.

Алексей Плахотников, как не стать жертвой коллекторов

Алексей Плахотников, как не стать жертвой коллекторов

Что нужно для того, чтобы экономика развивалась, и как может государство помочь той или иной сфере экономики? У нас была проблема с автопромом. Как поступило наше правительство? Я считаю, что очень грамотно, на основании международного опыта и с учетом российской действительности, — дали людям, утилизирующим свои автомобили, скидку на покупку новых автомобилей отечественного производства. В результате граждане получили новые автомобили, а автопром — миллиарды рублей от граждан. Уже в третий раз, по-моему, мы выделяем по этой схеме деньги из бюджета. Мы выделяем 10 млрд, а приходят в наш автопром 50—70 млрд. И впервые на моей памяти наша «Лада» начала приносить прибыль. Поэтому в экономике надо вбрасывать деньги.

Как их вбрасывать? Одна из форм — кредитовать людей. Надо идти от человека, от гражданина. Ему нужен холодильник, он взял кредит и заплатил за этот холодильник, лучший холодильник. Тем самым мы вливаем деньги в развитие того или иного товара.

Мы все больше и больше ориентируемся на кредитование. Мы говорим об ипотеке. Она начинает увеличиваться. Мы говорим о микрокредитовании. Появились первые организации, которые выдают кредиты от 10 тыс. рублей до миллиона.

Но деньги надо отдавать. И здесь возникают проблемы. И эти проблемы в нашем государстве растут.

Говоря о банкротстве физических лиц, мы предлагаем цивилизованное банкротство. Это касается тех людей, которые попали в сложную ситуацию. Бывают у людей проблемные моменты. Случилось так: уволили с работы или еще что-то. Но человек не пытается присвоить занятые деньги, он собирается их отдать. Он знает, что через год получит дивиденды по акциям, которые у него есть. Или, скажем, у него есть дом в деревне, который можно продать. Пока этот дом не продается, но он продастся, и у человека появятся средства, чтобы вернуть долг. И на работу он устроится. Но пока он отдать не может. И тут включается закон о банкротстве.

Проект закона о банкротстве физических лиц, который давно обсуждается, в том числе и в комитете по собственности, говорит о чем? О том, что человек может объявить себя банкротом. И это не позорно. Он объявляет себя банкротом. Нам бы хотелось, чтобы это было в рамках закона о банкротстве. Потому что там предусмотрено несколько стадий банкротства. И по тем проектам, которые сейчас есть, у человека многое не отбирают.

Как происходит сейчас? Человек должен банку. Банк подает в суд. Суд присуждает отдать деньги. И пока человек не отдаст, за ним будет ходить судебный исполнитель. Идет человек на работу устраиваться, а за ним судебный исполнитель. Сами понимаете, это не очень хорошо. А если речь идет о большой сумме, человека лишают многих прав. Он за границу может не выехать и прочее. Сразу арест на зарплату накладывается. И все это длится, пока ты не отдашь деньги. Всю жизнь может продолжаться.

Законопроектом предусмотрен период наблюдения. Ты обязательно должен рассказать, как ты предполагаешь гасить свой долг. То есть ты вступаешь в процедуру банкротства, в процедуру отдачи этих средств, которая длится в течение пяти лет. Тебе оставляют твою квартиру, орудия труда, скот, если ты живешь в сельской местности, то, чем ты отапливаешься. Оставляют какую-то сумму денег (в разных вариантах законопроекта предлагаются разные суммы, я не буду на них останавливаться). Тебе дают пять лет и возможность отдать эти деньги. А если ты их не отдашь, банки списывают долги.

Но не надо трактовать это так, что я возьму кредит, через пять лет с меня спишут долг и все будет хорошо. Параллельно с этим законопроектом разрабатывается законопроект, предусматривающий усиление уголовной ответственности для тех, кто взял кредит, не собираясь его отдавать. Мы говорим о банкротстве честных людей, у которых сложилась такая ситуация.

Что касается коллекторских агентств, то нынешние практики, когда банки продают коллекторам долги с большими скидками, могут сойти на нет. Конечно, что-то может сохраниться, но это будет несколько по-другому. Потому что в течение этих пяти лет большинство граждан, думаю, найдут возможность отдать свои долги.

Вместе с тем даже имеющейся на сегодняшний день законодательной базы достаточно, чтобы не позволять коллекторским агентствам нарушать наши права. Это мы многого не знаем. И когда нам звонят по телефону ночью, когда нас встречают у подъезда и угрожают, мы почему-то не обращаемся в милицию и прокуратуру. Да, мы должны, но это не повод нарушать наши права. Надо уметь защищать себя.

Принятие закона о коллекторских агентствах стоит на повестке дня. Но и при тех законах, которые сейчас есть, от коллекторских агентств защититься можно. Угрозы физической расправы и ночные звонки надо обязательно фиксировать и писать в милицию и прокуратуру. С этим надо бороться. Я бы всем это порекомендовал — вне зависимости от того, в состоянии ты отдать свои долги или нет.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Сергей Лихарев, Дарья Шевченко, Виктория Романова, Ольга Азаревич, Лидия Галкина, Мария Пономарева, Александр Газов