На российском рынке труда усиливается возрастная дискриминация

Комментирует Виктор Прокаев,

юрист, специалист по трудовому законодательству

Трудовой кризис среднего возраста

Трудовой кризис среднего возраста
Эксперты бьют тревогу — людям среднего возраста зачастую отказывают в приеме на работу без всяких оснований. И эта тенденция растет с каждым годом.
13 сентября 2011
Хотя ситуация на рынке труда по сравнению с 2008 годом выглядит весьма оптимистично, после 40—45 лет человеку стало сложнее найти работу, поскольку работодателей такие кандидаты почти не интересуют, за исключением высших управленческих должностей. В этом легко убедиться при просмотре объявлений о найме на работу — почти везде присутствуют возрастные ограничения для претендентов на вакансии.

 

В США существует специальный закон о недопущении дискриминации по возрасту при найме. Он запрещает указывать предпочитаемый возраст и возрастные ограничения в объявлениях о приеме на работу. Работодателю нельзя задавать кандидату вопросы о его возрасте или дате рождения на собеседованиях. В случае когда работник подвергся дискриминации по возрасту, он направляет жалобу в государственную Комиссию по соблюдению равноправия по трудоустройству. В странах Еврозоны тоже действуют подобные законы.

Власть объясняет постоянное увеличение количества трудовых мигрантов нехваткой кадров. Речь уже не идет о рабочих гастарбайтерах, к которым россияне почти привыкли. Секретарь совета безопасности Николай Патрушев заявил, что стране «потребуются меры по привлечению в Россию высококвалифицированной рабочей силы, представителей так называемого среднего класса, способных решать задачи модернизации».

Одновременно специалисты в области трудовых отношений утверждают, что в России полным ходом идет дискриминация людей среднего возраста, шансы которых при приеме на работу намного ниже, чем у более молодых претендентов на место.

Отказы пожилым кандидатам понять можно — человек после 65 лет в силу здоровья не может трудиться в определенных сферах, хотя при интеллектуальной деятельности люди плодотворно работают и на восьмом десятке, и старше. А вот 40—45-летние часто становятся жертвой предубеждения о меньшей работоспособности, несмотря на наличие большого жизненного и профессионального опыта. Но работодатель предпочитает брать более молодых.

Этому парадоксу может быть несколько объяснений. Во-первых, молодые наемные работники больше нуждаются в деньгах — их финансовые, а главное, квартирные вопросы еще не решены. В случае конфликтных ситуаций — например, при уменьшении зарплаты — они скорее пойдут на уступки, чем более уверенные в себе люди постарше.

Во-вторых, рекрутинговые агентства отмечают, что существует проблема компьютерной бездарности людей старше 45 лет. В-третьих, мода на корпоративный дух и разнообразные командные мероприятия, уже ушедшая из Европы, дошла и до России. Порой глупые и смешные, не основанные ни на чем, кроме личного представления руководителя, правила, тренинги, праздники и даже дресс-код мешают пусть отличным, но не желающим подчиняться навязанным установкам специалистам среднего возраста благополучно влиться в коллектив.

Любопытно, что на производствах такой проблемы просто не существует. В последнее время фиксируется спрос на технических работников, которых в нашей стране осталось, к сожалению, не много. 20 лет конкурса в инженерные вузы практически не было — в итоге Россия столкнулась с острой нехваткой специалистов, которых в СССР было в избытке. Вот их-то, несмотря на весьма немолодой возраст, не только не отправляют на улицу, но и уговаривают остаться на работе даже после 70.

Если учесть общее старение нации, то понятно, что страну ждет дефицит молодой рабочей силы и увеличение трудоспособного возраста. Однако есть опасность, что к тому моменту опытные специалисты могут совсем деквалифицироваться.

Комментирует Виктор Прокаев, юрист, специалист по трудовому законодательству

Никаких ограничений по приему на работу, связанных с возрастом претендента, в законодательстве, конечно, нет. И отказ человеку, достигшему среднего возраста, на этом основании совершенно незаконен. Тем не менее такие отказы встречаются достаточно часто.

Об этом не заявляется официально, но в ходе частного разговора с претендентом сотрудники отделов кадров или руководители фирм, если они сами занимаются подбором персонала, позволяют себе некоторую откровенность и ссылаются на возраст как на одну из причин отказа.

В большинстве же случаев работодатели вообще не объясняют свои решения. За мою многолетнюю практику был всего один случай, когда человек, которому отказали в приеме на работу, сославшись на «неподходящий» возраст, всерьез интересовался, можно ли как-то воздействовать на данных работодателей через суд.

Причин же для отказа в приеме на работу людям в возрасте от 40 лет предостаточно, и часто многое зависит от их профессиональных и личных качеств. Если работник в таком возрасте профессионал в востребованном рынком сфере, он всегда найдет себе работу. Более того, за таких профессионалов компании держатся, и быть уволенным со своего места человеку не грозит.

К примеру, немодные сегодня, но востребованные на рынке труда специалисты по различным станкам — наладчики, ремонтники. Этим людям за 40 лет, но молодых ребят по этим профессиям не готовят, да они и сами бы не пошли — немодно. И таких направлений, где немолодые специалисты востребованы, не так мало. Если кто-то из них вдруг оказывается без работы, он без проблем найдет другое место.

Если же человек оказался на улице в связи с тем, что его знания и навыки оказались ненужными в новых условиях, он вынужден искать себя в другой сфере. Начинать с нуля там, где у уволенного нет никакого опыта, крайне трудно. Поэтому работодатели, отлично разбирающиеся в ситуации, сделают ставку на претендента в возрасте до 30 лет. Молодежь и современными технологиями владеет лучше, и осваивает все быстрее. Да и в принципе молодым легче адаптироваться в новой ситуации, учиться. Те же, кому уже за 40, учатся тяжело. Для этого им нужно сделать над собой серьезные усилия, на что многие из них просто не хотят идти. К этим годам у людей устанавливается привычный размеренный ритм жизни, который многие просто не хотят менять.

Говорят, что рынок труда устоялся, но устоялся он на уровне чрезвычайно высокой безработицы. Предприятия стоят, промышленность не развивается, импорт растет. В этой ситуации предложения работы ограниченны. Молодым и активным мест не хватает, о людях за 40 и говорить порой не приходится.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов