Исследование охватывает 198 стран и территорий и касается периода с июля по октябрь 2010 года. Госсекретарь Хиллари Клинтон, представляя доклад, заверила, что администрация США «продолжит усилия по обеспечению свободы вероисповедания в мире».
В документе отмечается, что «Конституция РФ гарантирует свободу религии. Однако другие законы ограничивают эту свободу. Некоторые религиозные группы подвергаются дискриминации, а часть не могут добиться получения официального статуса». Судя по всему, именно этот тезис и является ключевым.
К примеру, не секрет, что движение саентологов — одна из самых влиятельных и финансово могущественных сект, пользующаяся популярностью не только среди звезд Голливуда, но и американской элиты вообще. В смутные 90-е лавина последователей Рона Хаббарда накрыла и Россию. Но последние годы вольготное существование саентологов в нашей стране закончилось. Если раньше с их влиянием боролись исключительно представители христианства и мусульманства, то теперь в самых разных регионах принимаются судебные решения о запрете книг Хаббарда как экстремистских. Что, безусловно, мешает его апологетам вербовать новых сторонников и, соответственно, лишает денег — причем немалых.
Государству потребовалось почти 20 лет и тысячи искалеченных судеб, чтобы понять — борьба с тоталитарными сектами является делом не только конфессий, а общества в целом. И речь здесь идет не об одних саентологах.
Стоит напомнить, что в отчете Госдепартамента США о ситуации со свободой совести в мире за 2009 год в качестве примера «нарушения религиозной свободы» России приводилось задержание лидера сатанинской секты в Мордовии 24-летнего студента медвуза Александра Казакова. Уже после опубликования документа он был осужден за развратные действия и изнасилования.
Но, видимо, администрацию Барака Обамы этот факт нисколько не смущает, и она продолжает лоббировать интересы религиозных групп, не считаясь с тем, что люди из этих организаций выходят морально искалеченными — секты выдергивают человека из нормальной жизни, он перестает быть полноценным членом общества.
По некоторым данным, на территории нашей страны действует до пяти тысяч сект. Наибольшая доля новых религиозных движений — в Приморском крае, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах, Краснодарском и Ставропольском краях, на Северном Кавказе.
Примечательно, что в вопросе борьбы с сектами единодушны все представители официальных религий — мусульманское духовенство, иудеи, католики и лютеране России убеждены, что их деятельность не только крайне вредна, но и опасна. Русская православная церковь, в свою очередь, неоднократно заявляла, что свобода вероисповедания не означает предоставление свободы действий религиозным организациям сомнительного толка.
Однако повторяющиеся из года в год заявления Госдепа США об ограничении свободы заставляют предполагать, что американцы заинтересованы в усугублении отрицательного влияния тоталитарных сект на территории России, с которым наше государство только начинает серьезно бороться.
Комментирует отец Андрей (Кураев), протоиерей Русской православной церкви, профессор Московской духовной академии
Подобные доклады готовятся Госдепом ежегодно и отражают отношение американцев к событиям в России. Из года в год фразы в них повторяются.
Еще в 1996 году у нас был принят закон о религиозных организациях. В нем прописано, что правом учреждения юридического лица обладают только те из них, которые действуют в стране на протяжении многих лет и не были замечены в какой-либо экстремистской, деструктивной деятельности. Сама деятельность религиозных организаций не запрещается. Просто если они работают менее указанного срока, то не могут обладать правом учреждения юридического лица, которое дает возможность владения общинной собственностью. Кроме того, такие организации не могут открывать у нас свои семинарии и школы.
Если же организация начинала свою деятельность еще в советские времена, существуя подпольно, и не совершала противоправных действий с точки зрения современного российского законодательства, она может воспользоваться своим правом учреждения юрлица.
В 1996 году не без давления США, использовавших своих союзников в кремлевских кабинетах, количество ограничений при принятии закона было максимально сокращено.
Примечательно, что в докладе Госдепа точных данных о притеснениях каких-то конкретных организаций нет. Так что документ, подготовленный американцами, лишь PR-кампания и не более того, которая используется для оказания давления на нашу страну.
Разговоры об ограничении прав человека — сначала в СССР, теперь в России — помогают США решать другие, политические или экономические вопросы в двухсторонних отношениях. И даже если предоставить всем религиозным организациям нашей страны полную свободу действий, в Вашингтоне все равно найдут, к чему в этой сфере придраться.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов