Однако почти половина опрошенных (49 процентов россиян) убеждены в том, что мошенничество на выпускных экзаменах — общая практика. В 2010 году на аналогичный вопрос точно так же ответили 33 процента россиян.
Несмотря на такую убежденность, люди в основном не могут предложить методы борьбы с подтасовками на ЕГЭ. Лишь 24 процента настаивают на отмене Единого госэкзамена и возвращении старой системы оценки. Кроме того, 9 процентов респондентов предложили тщательно контролировать ход ЕГЭ и поставить видеонаблюдение, 4 процента высказались в поддержку введения жесткого наказания, вплоть до уголовного, за мошенничество на экзаменах.
Напомним, при введении системы Единого государственного экзамена много говорилось о том, что за счет нее удастся побороть коррупцию в школах — дети вне зависимости от того, «любимчики» или «нелюбимчики» они учителей, смогут рассчитывать на получение объективных оценок, исчезнет возможность покупки хороших отметок. Также говорилось о том, что школьники из деревень будут уравнены с городскими в шансах на поступление в вуз, выпускники смогут поступать сразу в несколько учебных заведений, причем в разных городах.
Однако, как показала практика, благие намерения так и остались намерениями. Коррупция и мошенничество никуда не делись. Изменилась только цена вопроса — учителя учитывают свои риски и сложность подтасовки, но все равно идут на «помощь избранным» ученикам.
Наглядный пример нынешнего года — зачисление в список абитуриентов «мертвых душ», то есть тех, кто и не думал подавать документы на поступление, в РНИМУ им. Н.И.Пирогова.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике Олег Шеин, к которому за комментарием обратилась «Особая буква», полагает, что отношение россиян к ЕГЭ вряд ли изменится в лучшую сторону, поскольку в нем достаточно много недостатков.
«Мне кажется очевидным, почему достаточно большое количество россиян против Единого госэкзамена. Сама система ЕГЭ — это система отупления учащихся, — говорит он. — Она не предполагает творческого развития человека, творческого познания предмета. Все сводится к тесту и натаскиванию при подготовке к нему».
По его мнению, качество оценки знаний по линии ЕГЭ уже не повысится. Неслучайно ведущие вузы страны стремятся самостоятельно проводить вступительные экзамены.
Кроме того, наш собеседник обращает внимание и на регулярные коррупционные скандалы, возникающие с началом сдачи выпускных экзаменов в школах. Получается, что проблемы взяточничества система ЕГЭ не решила. Он приводит в качестве примера случаи, когда преподаватели в отдельно взятых регионах решали ЕГЭ за учеников: «Такие случаи бывают регулярно».
При этом Олег Шеин напоминает о плюсах существовавшей ранее системы оценки знаний вчерашних школьников. Даже если ученику в школе поставили незаслуженно высокую оценку, то на вступительных экзаменах в вуз ему приходилось доказывать собственные знания. «И если он их не показывал, то школьные псевдочетверки и псевдопятерки не имели никакого значения», — отмечает депутат.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов