Закон «О службе в органах внутренних дел» предполагает, что переаттестация в МВД станет регулярной

Елена РЫЖОВА,

«Особая буква»

Полицейские будут жить от сессии до сессии

Полицейские будут жить от сессии до сессии
Депутаты Госдумы непривычно единодушно приняли президентский законопроект «О службе в органах внутренних дел РФ», направленный на реформирование системы МВД России.
23 сентября 2011
Однако парламентарии отметили, что из документа ко второму чтению нужно будет убрать все неточности и «белые пятна», которых набралось немало.

 

Депутат от ЛДПР Максим Рохмистров увидел коррупциогенные факторы в «институте поручительств» при приеме гражданина на службу в органы внутренних дел. По его мнению, честный нормальный гражданин, как правило, не очень-то общается с полицией, а тут ему нужно будет кого-то убедить поручиться за него. «Видимо, убедить, чтобы ему продали эту рекомендацию, которая, по сути, никакой нагрузки не несет: сотрудник, давший рекомендацию, ни за что не отвечает», ― рассуждал Максим Рохмистров.

Представлял законопроект депутатам замминистра внутренних дел Сергей Булавин. В первую очередь он рассказал, что проект закона определяет правовой статус сотрудников полиции ― «это федеральные государственные служащие». Кроме того, прописываются порядок поступления на службу в органы внутренних дел, права и обязанности сотрудников, запреты и ограничения, связанные со службой, а также основания для увольнения и расторжения контракта. Булавин сообщил, что в законопроекте есть «исчерпывающий перечень» таких оснований.

Переаттестация кадров, аналогичная прошедшей весной этого года, в системе МВД станет регулярной ― не реже одного раза в четыре года, а возможно, и чаще. Кроме того, отметил Булавин, вводится ротация ряда руководителей, которая будет происходить раз в шесть лет. При этом сотрудник «может быть «ротирован» как в этом органе, так и переведен в другую местность». «Отказ от перевода в другую местность может повлечь за собой увольнение со службы», ― пояснил он.

Документ также определяет рабочее время и отпуск сотрудников. Как заверил Булавин, «определяется нормальная продолжительность служебного времени, условия для введения ненормированного служебного дня». «Нормальная продолжительность служебного времени не может превышать 40 часов в неделю, для женщин ― 36 часов», ― сообщил заместитель министра внутренних дел, подчеркнув, что для руководителей будет установлен ненормированный служебный день взамен на компенсацию в виде дополнительного отпуска от трех до 10 дней.

Несмотря на редкое для нынешней Госдумы единодушие депутатов, которые в целом хорошо оценили законопроект, правовое управление нижней палаты парламента представило достаточно критичный отзыв на него, хотя и рекомендовало принять его в первом чтении. Выступая перед депутатами, глава думского Комитета по безопасности Владимир Васильев сообщил, что эти замечания могут быть устранены ко второму чтению.

В частности, думские юристы усмотрели, что обещание сотрудникам органов внутренних дел президента не включать в отпускные дни выходные противоречит Трудовому кодексу РФ.

Одна из основных идей документа ― перевод сотрудников органов внутренних дел на контракт ― тоже была прописана в законопроекте, мягко сказать, не совсем корректно, поскольку создает огромное количество поводов для обращения сотрудников в суд. Причем, скорее всего, последний встанет на их сторону.

Дело в том, что проект закона «О службе в органах внутренних дел РФ» разрешает заключать последовательно нескольких срочных контрактов. Однако еще в 2004 году Пленум Верховного суда РФ объяснил: если установлен факт многократности заключения срочных трудовых договоров на короткий срок для выполнения одной и той же работы, то суд может признать трудовой договор заключенным на неопределенный срок.

Заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Александр Куликов отмечает, что этот законопроект необходим, поскольку необходимо обеспечить нормативным документом деятельность сотрудников органов внутренних дел.

«Мы готовы с концепцией согласиться. Но вместе с тем я обратил внимание, что в этом законопроекте в отдельных нормах очень много белых пятен — и с точки зрения двусмысленности понятий, дефиниций, и с точки зрения расхождения с действующим законодательством. Проблема документа на нынешнем этапе заключается в том, что он подготовлен в достаточно сыром виде и над ним надо серьезно поработать ко второму чтению по многим разделам», ― говорит парламентарий.

Он подчеркивает, что корректировке должна подвергнуться и статья, которая говорит о принципах деятельности сотрудников внутренних дел. Ведь среди этих принципов не оказалось главенствующего ― принципа законности, принципа безусловного соблюдения прав и свобод человека. «В законе об основах государственной службы эти принципы изложены, а в представленном законопроекте, к сожалению, о них забыли, ― негодует Куликов. ― Хотя это принципиальные и фундаментальные вещи. Для общества небезразлично, как будет вести себя сотрудник органов внутренних дел с конкретным человеком».

«Мы солидарны с заключением правового управления Госдумы, но видим еще больше недостатков, которые необходимо устранить, поэтому я предложил не торопиться с принятием законопроекта во втором чтении, а поработать месяц-полтора», ― отметил наш собеседник.

 

Материал подготовлен: Елена Рыжова, Татьяна Рязанова, Александр Газов