Ураза-байрам и Курбан-байрам станут официально нерабочими днями в мусульманских регионах РФ

Комментируют Сергей Обухов, Сергей Жаворонков

Предвыборное жертвоприношение

Предвыборное жертвоприношение
Единороссы внесли законопроект, позволяющий регионам устанавливать дополнительные праздничные дни в соответствии с местными традициями. Напомним, ранее Верховный суд признал незаконным объявление таковыми Ураза-байрама и Курбан-байрама в Башкирии.
27 сентября 2011
Авторами законопроекта являются глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников и первый вице-спикер Олег Морозов. Как сказал Крашенинников, «в республиках, где достаточно большое мусульманское население, законами субъектов Федерации устанавливаются мусульманские праздники» в качестве нерабочих дней. По его мнению, такая возможность «подтверждена в законе о свободе совести и религиозных объединений».

Следует отметить, что предложения депутатов-единороссов (и инициатива башкирских властей) входят в противоречия с положением Трудового кодекса о выходных и праздничных днях. Согласно статье 112 ТК РФ, «нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются: 1, 2, 3, 4 и 5 января — Новогодние каникулы; 7 января — Рождество Христово; 23 февраля — День защитника Отечества; 8 марта — Международный женский день; 1 мая — Праздник весны и труда; 9 мая — День Победы; 12 июня — День России; 4 ноября — День народного единства». Право регионов вводить дополнительные праздничные дни там не оговорено. Поэтому Крашенинников предлагает внести соответствующие изменения в Трудовой кодекс.

Добавим, что парламентарий не определил критерии, согласно которым «большое мусульманское население» некоего региона будет считаться достаточно «большим», чтобы внести изменения в федеральное трудовое законодательство на местном уровне.

Помимо «традиционно мусульманских республик» (к которым относятся Татарстан, Башкирия и республики Северного Кавказа), значительное количество мусульман постоянно проживает в других регионах. Так, имеются районы компактного проживания татар в Нижегородской области, велико и постоянно увеличивается мусульманское население Москвы. То есть «политкорректный» законопроект ставит в ущемленное положение как мусульман, проживающих за пределами «мусульманских республик», так и живущих в «мусульманских республиках» граждан, не исповедующих ислам.

Сергей Обухов, депутат Госдумы от фракции КПРФ, член Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, не возражает против предложения коллег. «Верховный совет Башкирии выходил с аналогичным предложением. Единороссы просто повторили их инициативу, — сказал он. — Мы постоянно сталкивались с этой проблемой последние четыре года. В тех регионах, где традиционные конфессии имеют большинство, надо учитывать настроения граждан. Я думаю, это будет реализация принципа свободы совести».

Прямо противоположного мнения придерживается Сергей Жаворонков, старший эксперт Института экономики переходного периода. Он охарактеризовал инициативу единороссов как «малозначимую и маргинальную». «Депутатам от правящей партии нечем заняться. Это напоминает идею теперь уже бывшего президента Медведева о смещении часовых поясов на Дальнем Востоке. Вот все проблемы в РФ решены — осталось только подвинуть часовые пояса и сделать Ураза-байрам официальным нерабочим днем», — негодует Жаворонков.

Он убежден, что предложение «Единой России» — намеренный вброс в информационное пространство ненужных тем, которые должны отвлекать общество от реальных проблем.

Кроме того, наш собеседник считает, что в России не так уж велика доля граждан, предки которых исповедовали ислам, а среди таковых еще меньше тех, кто стремится жить в соответствии с традициями своей религии.

В качестве примера он привел неудачную попытку основать в России исламский банк. Как известно, верующим мусульманам религия запрещает пользоваться услугами традиционных европейских банков. Поэтому во многих странах существует специальный исламский банкинг. Вкладчикам выдается не процент, а доля с прибыли; кроме того, они могут не волноваться, не оказались ли их деньги вложены в виноделие или свиноводство.

Однако «Бадр-Форте-банк», предоставляющий услуги исламского банкинга в России, разорился, так как был совершенно не востребован вкладчиками.

По мнению Жаворонкова, утверждение, будто в РФ существует огромное количество практикующих мусульман, для которых нужно создать исламский банк или объявить их религиозные праздники государственными, не соответствует действительности: «Это вымыслы исламистской пропаганды. Большинство формальных мусульман не более религиозны, чем те православные граждане, которые ходят в церковь реже чем раз в год».

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов