По мнению Николая Федорова, ныне действующий Уголовный кодекс, дополненный многочисленными поправками, приобрел несистемный, лоскутный характер. По этой причине координатор предложил выработать новую идеологическую и юридическую основу современной уголовной политики — только такой подход позволит сделать правосудие более и эффективным и гуманным.
Одним из принципов нового законодательства должно стать существенно более редкое применение мер лишения свободы и в приговорах суда, и в ходе следствия.
Кроме того, Федоров, ссылаясь на мнение экспертов по разработке «народной программы», предложил в процедуру назначения судей включить сдачу письменных экзаменов с публикацией результатов в Интернете. Это, по мнению координатора программы ОНФ, снизит обвинительный уклон процессов, поскольку многие судьи прежде работали прокурорами, следователями, получили «закалку» в спецслужбах. «Государству и обществу нужно переосмыслить всю систему охраны общественных интересов, отказаться от ее чрезмерного репрессивного уклона», — уверен бывший министр юстиции.
Владимир Овчинский, криминолог, генерал-майор МВД в отставке, начальник Российского бюро Интерпола в 1997—1999 годах
Предложения Николая Федорова о полной замене существующего Уголовного кодекса кажутся безответственными.
Дело в том, что кодекс принимался в 2003 году. Его разрабатывали не какие-нибудь «советские монстры», а Тамара Морщакова, Дмитрий Козак, Елена Мизулина и другие специалисты вполне либерального толка. Вышел он ультралиберальным настолько, что кое в чем не соответствует и международно принятым нормам, превышая их в сторону либерализма. При этом защита людей, как ни парадоксально, уменьшилась до такой степени, что Конституционный суд РФ был вынужден признать неконституционными более 20 статей.
Самое большое количество жалоб со стороны граждан поступает именно по новому, совсем даже не советскому УПК. Проводимая сейчас «гуманизация» изуродовала кодекс. Допустим, при Дмитрии Медведеве была принята норма, согласно которой нельзя арестовывать предпринимателей, совершивших экономические преступления. Выходит, что можно арестовывать «обычных» людей, можно чиновников, а бизнесменов нельзя!
А ведь это прямое нарушение конституционных норм — принципа равноправия перед судом граждан России. Теперь, оказывается, кодекс нужно еще более гуманизировать в условиях, когда нас держит за горло коррупция, когда преступность не снижается, а растет и даже президент Медведев назвал «брехней» благостные цифры статистики.
Предложения, исходящие от господина Федорова под эгидой ОНФ, абсолютно некомпетентны. Не надо ничего менять, надо лишь совершенствовать действующий документ.
Благодаря тому что КС поправил кодекс, он наконец-то соответствует международным стандартам. Так что меньше бы надо влезать с новыми поправками, прикрытыми либеральной фразеологией, чтобы не дезориентировать всю судебно-правоохранительную систему. А «Единая Россия» и ОНФ своими предложениями только провоцируют очередной правовой хаос.
Что же касается «репрессивного прошлого» многих судей, работавших ранее прокурорами, возникает естественный вопрос: «А из кого набирать судей? Из слесарей, сантехников или доярок?
Должны быть компетентные юристы, знакомые с уголовным делом. Судьями могут быть лишь юристы высокой квалификации, у которых есть опыт правоохранительной деятельности.
Елена Лукьянова, доктор юридических наук, член Общественной палаты РФ
Я считаю, что концептуально новая система уголовного законодательства, безусловно, нужна — действующий Уголовный кодекс действительно «лоскутный». Да, он был принят не так давно, в 2003 году. Но он был переходным и соответствовал тому уровню гражданского законодательства, который тогда существовал.
С тех пор сильно развилось и само законодательство, и практика применения и гражданского, и предпринимательского, и корпоративного законодательства. Действующий кодекс всему этому уже не соответствует. Да, до определенного периода в него можно было вносить изменения. Но есть итальянская сказка про старуху, у которой была латаная юбка. Когда дед купил ей новую, старуха порезала ее на заплатки для старой юбки. Но в законодательстве так не бывает. Может быть, и модно носить юбку в заплатках, но законодательство — это системная вещь.
Сегодня Россия страдает от уголовно-правовых норм, системы наказания и системы представления об общественно-опасных деяниях, которые содержатся в действующем кодексе. Если государство хочет поднять экономику, оно должно выработать другое отношение к своей карательной функции. Оно не должно бороться с теми людьми, которые пытаются развить бизнес, сделать жизнь страны лучше.
Другой вопрос, как поменять сознание правоприменителей, как сделать другими судей, следователей. Видимо, помимо введения нового УК требуется переобучение всех правоприменителей. И страна вполне в состоянии это сделать. Здесь весьма кстати придется и последний законопроект президента о экзаменационной комиссии для судей.
Да, вводить новый кодекс сходу нельзя. Если это сделать без соблюдения некоего переходного периода, без специальных подготовительных мероприятий, действительно, будет хаос.
Но инициатива Николая Федорова верна. Она многому поможет, в том числе и гражданско-правовому разбирательству, которое сегодня зачастую вступает в конфликт с уголовно-правовым. Это — новый взгляд на уголовное законодательство и на систему наказаний, к которому уже фактически пришла вся страна. Это те необходимые изменения, которым противится только правоохранительная система.
Но, конечно, эта инициатива, безусловно, не является заслугой ни «Единой России», ни «Народного фронта». Это инициатива стала возможна благодаря хорошему аналитическому мастерству прекрасного юриста Николая Федорова.
Материал подготовили: Александр Самарцев, Роман Попков, Мария Пономарева