Акция протеста в Брянске. Надо ли ужесточать наказание за ДТП со смертельным исходом?

Комментирует Сергей Канаев,

лидер Федерации автовладельцев России

Жители Брянска вышли на тропу гнева

Жители Брянска вышли на тропу гнева
В Интернете появилось видео ДТП, во время которого погибла трехлетняя девочка Соня Сивакова и была ранена ее мать. После обнародования записи возмущенные жители Брянска вышли на улицы с требованием справедливого наказания виновной в смерти ребенка.
14 октября 2011
Дом 20-летней виновницы аварии Ирины Добржанской, сбившей на своем автомобиле ребенка и его маму, из-за поступающих угроз оцепил ОМОН. Разгневанные жители Брянска обещают провести митинг под окнами ее квартиры, кроме того, звонят и пугают расправой. Девушка, в свою очередь, находится на грани того, чтобы покончить жизнь самоубийством. Некоторые не скрывают, что именно этого и добиваются.

 

Кого действительно стоило бы привлечь к дисциплинарной ответственности по итогам трагической истории — это начальника пресс-службы УВД по Брянской области Светлану Кокотову. В ее ответственность входит оповещение журналистов обо всех сколь-либо важных происшествиях в регионе. Но по неизвестным причинам пресс-служба не сообщила о трагедии своевременно, что и послужило причиной возникновения слухов и, как следствие, народных выступлений, едва не закончившихся массовыми беспорядками. Однако о каких-либо оргвыводах руководства УВД в отношении Кокотовой и ее подчиненных пока неизвестно.

Напомним, страшная авария произошла еще 7 октября на Московском проспекте города Брянска. Около шести часов вечера 20-летняя Ирина Добржанская, находившаяся за рулем автомобиля Volkswagen Passat, сбила переходивших дорогу по пешеходному переходу 29-летнюю Анну Сивакову и ее трехлетнюю дочь Соню. От полученных травм ребенок скончался на месте, а мать в тяжелом состоянии была госпитализирована.

Было возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека». Санкция статьи предусматривает до пяти лет лишения свободы. С Добржанской взяли подписку о невыезде. Около недели правоохранительные органы Брянска хранили молчание относительно ДТП, По данным агентства Regnum даже на еженедельном брифинге в УВД в понедельник, 10 октября, о нем не было сказано ни слова, зато очень много говорилось о грядущем Дне службы дознания и лучших брянских дознавателях.

Однако вскоре в Интернет попала видеозапись момента трагедии, случайно снятая видеорегистратором проезжавшего мимо автобуса. Общественность города буквально взорвалась. Люди негодовали не только из-за того, что Добржанская, уже имевшая четыре административных взыскания за нарушения правил дорожного движения, не лишилась водительских прав, а из-за того, что после возбуждения уголовного дела осталась до суда на свободе.

Гнев вызвало и поведение полиции, пытавшейся скрыть факт трагедии. У людей появились закономерные подозрения, что виновница ДТП — дочка кого-то очень высокопоставленного. Хотя власти это всячески отрицали, утверждая, что родители Ирины Добржанской — обычные люди, а сама она сотрудница банка, волну возмущения уже нельзя было остановить.

Горожане, организовавшись при помощи социальных сетей и пресловутого сарафанного радио, устроили акцию протеста, перекрыв Московский проспект на месте трагедии. Участники акции скандировали слово «Тюрьма!» и держали плакаты с изображением фотоколлажа — портрета Добржанской за решеткой. Место гибели ребенка было завалено цветами, люди несли свечи, игрушки. Периодически происходили стычки с полицией, пытавшейся оттеснить людей с проезжей части. Три человека были задержаны.

Региональные власти, напуганные народными выступлениями, тут же заявили, что взяли уголовное дело на контроль и виновница гибели ребенка не уйдет от ответственности. «Я уже потребовал у руководства регионального ГИБДД провести тщательное и беспристрастное расследование, а также поручил проверить все пешеходные переходы города», — заявил губернатор Брянской области Николай Денин.

При этом Денин прямо-таки «раскрыл глаза» общественности, указав на то, что повышение уровня травматизма на дорогах вызывает и слабая обустроенность пешеходных переходов, отсутствие разметки.

Действительно, на участке дороги, где произошло ДТП, разметка отсутствует — там в настоящее время снят верхний слой асфальта, ведутся дорожные работы. Впрочем, несмотря на отсутствие пешеходной разметки, на месте перехода стоял соответствующий знак, и не заметить его ответственный водитель просто не мог.

Не удивительно, что после страшной гибели ребенка в обществе вновь начались разговоры о необходимости ужесточения уголовного наказания для водителей, из-за преступного лихачества которых гибнут люди.

Комментирует Сергей Канаев, лидер Федерации автовладельцев России

Мне не кажется верной идея, возникающая каждый раз после очередного ДТП с летальным исходом, что нужно срочно все ужесточить. Насколько я знаю, на участке проспекта, где сбили девочку, даже нет разметки. Может быть, стоит узнать, сколько на этом месте уже происходило подобных аварий?

В каждом отдельном случае есть две составляющие: одна — личная, где действует безнаказанность, а вторая — общая, когда существуют места, на которых происходят убийства.

Недавно в Домодедово водители сбили людей. Мы туда приехали и сняли то, что увидели: темнота, ни один пешеход за пять часов не перешел нормально дорогу. Кроме того, опросили часть местных жителей, которые рассказали, что каждый месяц здесь сбивают людей. Да, это была трагедия, погибли сразу четыре человека.

Можно допустить, что в случае в Брянске есть та же безнаказанность. Однако я считаю, что властям необходимо сделать так, чтобы нерегулируемых переходов не было, переходы нужно сделать либо регулируемыми, либо постелить лежачие полицейские или построить подземный переход. Если нет такой возможности, то зачем тогда вообще переход? Для того чтобы там гибли люди?

Получается, что деньги, которые выделяются на дорожное движение, воруются. А в итоге страдают люди, и, более того, они начинают между собой грызться. Если не будет возможности убивать людей, то ДТП просто не будут совершаться. В случае в Брянске люди акцентируют внимание на безнаказанности и безответственности девушки, хотя я порекомендовал отправить запрос о том, что это вообще за участок дороги и что там происходит.

Все ужесточения за последние 15 лет привели только к тому, что растут взятки и обогащаются сотрудники ГИБДД. Если уж и начинать что-то делать, то сначала нужно менять всю систему ГИБДД. Потому что, какие бы мы ни вводили ужесточения автовладельцам, ГИБДД лишь потирает руки. А люди, которые сдают на права, будут опять мучиться от того, что в России вся бюрократическая система закручивает гаечки и винтики.

В США система выдачи прав проста, а количество ДТП несравнимо ниже, чем у нас в стране. Потому что там люди заинтересованы в том, чтобы им выдали постоянные права, чтобы у них была низкая страховка и так далее.

Я считаю, что не нужно повышать меры наказания за ДТП с летальным исходом. Необходимо сделать так, чтобы перед законом были все равны, и необратимость наказания была абсолютно для всех. Если вы убили на дороге человека, чтобы вы не смогли откупиться от наказания.

Я уверен, убеждение, что «пешеход всегда прав», не будет уменьшать количество ДТП. Наверняка у каждого было такое: едешь нормально, и внезапно на пешеходный переход выскакивает человек, а там уже накатанная льдом дорога в случае зимы, автомобилист начинает тормозить, но слишком поздно. Особенно это касается нерегулируемых переходов.

Это глобальная проблема на сегодняшний день. В ГИБДД уже сейчас улыбаются. Они в разговоре со мной только и говорят об ужесточениях. Нас уводят в ложном направлении — от настоящей проблемы к ложной. И вот нам в очередной раз скажут об ужесточении наказания и затруднении выдачи прав, а в результате ГИБДД потрет руки.

 

Материал подготовили: Елена Славолюбова, Роман Попков, Мария Пономарева