Законодатели выразили озабоченность тем, что из-за отсутствия механизма взаимодействия с органами российской власти молодежные объединения обращаются за грантами к иностранным организациям. Депутаты решили оградить подрастающее поколение от экстремистов и зарубежных «агентов влияния». Для этого молодежные организации должны быть, во-первых, на контроле, во-вторых — на содержании. Согласно законопроекту, зарегистрированные детские и молодежные организации смогут рассчитывать на финансовую и имущественную поддержку со стороны властей различных уровней.
С одной стороны, законопроект производит впечатление довольно либерального документа. Парламентарии решили убрать минимальный возрастной порог для участия в работе детский организаций, который пока составляет 8 лет. По их мнению, такая дискриминация нарушает права детей 7 лет и младше. А для регистрации в качестве «молодежного или детского объединения» — и для доступа к бюджетному содержанию — всероссийская организация должна набрать не менее 500 человек, а межрегиональная — не менее 200.
Однако закон ставит жесткие условия по части задач и интересов подобных организаций.
Они не смогут заниматься политической или правозащитной деятельностью, борьбой с произволом чиновников. Им предписано ограничиться «гармоничным развитием творческих, интеллектуальных, научных и иных способностей детей и молодежи», «пропагандой здорового образа жизни, профилактикой курения, алкоголизма, наркомании», «развитием гражданственности и патриотизма, профилактикой ксенофобии», «воспитанием уважения к закону и нормам морали», «развитием уважения к культурным ценностям и традициям», «пропагандой семейных ценностей, профилактикой ранних сексуальных отношений между подростками», «развитием молодежно-студенческих трудовых отрядов», «социализацией инвалидов», «патронажным обслуживанием пожилых и престарелых людей», «участием в реализации летней оздоровительной кампании», «проведением мероприятий по охране окружающей среды и защите животных», «развитием международного сотрудничества».
По мнению члена бюро федерального политсовета движения «Солидарность» Ильи Яшина, которого «Особая буква» попросила прокомментировать депутатскую инициативу, предложенный законопроект вписывается в тренд молодежной политики последних лет, основная цель которой — освоение бюджетных средств. «Этот закон облегчит прокремлевским молодежным движениям доступ к бюджету, — считает политик. — Раньше им надо было предъявлять некий объем работ. Вспомните, как Якеменко организовывал своим партнерам миллионные контракты по линии «Росмолодежи». Теперь это будет еще проще».
По мнению Яшина, желающих получить регистрацию наберется немного. Перед прокремлевскими «молодежками» эта проблема в принципе не стоит, а «толкиенистам или футбольным фанатам это не нужно». Наш собеседник, однако, допускает, что молодежные объединения, не получившие госрегистрацию или не изъявившие такого желания, вызовут пристальное и недружественное внимание карательных органов. «В авторитарном государстве даже аполитичная независимая организация воспринимается как угроза», — полагает политик.
Лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов, в настоящее время находящийся в больнице, куда он попал в результате голодовки, начатой в ответ на необоснованный, по его мнению, административный арест, расценивает законопроект как «вполне закономерную инициативу властей». «Власти сигнализируют обществу, что деятельность неполитическая будет поддерживаться и даже финансироваться. Власть будет поддерживать тех, кто будет далек от политики, заниматься частными вопросами, малыми делами».
Мы обратились также к одной из тех, кто посвятил себя тем самым «малым делам», — Юлии Приведенной, активистке организации «ФАКЭЛ-ПОРТОС». Название этого объединения расшифровывается как «Формирование Альтруистов — Кандидатов в Эволюционирующие Люди. Поэтизированное Общество разработки Теории Общенародного Счастья». Активисты ПОРТОСа занимались просветительской деятельностью, основали несколько сельскохозяйственных коммун-утопий. Однако несколько активистов этой миролюбивой организации, в том числе Юлия Приведенная, были заключены под стражу и предстали перед судом. Летом 2010 года Московский областной суд приговорил Юлию Приведенную к лишению свободы на 4,5 года условно по «букету» статей: статье 208 Уголовного кодекса РФ — «Создание незаконных вооруженных формирований», статье 127 УК — «Незаконное лишение свободы» и статье 117 — «Истязание».
Юлия Приведенная не ожидает никаких перемен в связи с потенциальным принятием этого закона. «Будет все то же. Провластные молодежные движения будут получать деньги из бюджета, а таких, как мы, будут сажать».
У активистки ПОРТОСа нет иллюзий по поводу заботы властей о подрастающем поколении: «Чиновникам плевать на молодежь. Мы работаем с ребятами из разных регионов. У них очень низкий уровень грамотности, низкий уровень общественной заинтересованности», — отмечает Приведенная.
Владимир Тор, член Национального совета ДПНИ, организатор «Русских маршей», относится к законопроекту со сдержанной иронией. «Властям не удастся ограничить гражданское общество и в том числе молодежь какими-то рамками путем подкупа и угроз, как бы им этого ни хотелось», — полагает он. «В Древней Греции людей, не интересующихся и не занимающихся политикой, называли идиотами. Конечно, власти проще распоряжаться идиотами или завезенными из Туркестана рабами. Но пусть они не рассчитывают, что, прикормив кого-то из числа любителей халявы, они решат все проблемы. Мы видим, что Кавказ получает больше, чем Вологда, Нижний Новгород, Воронеж. Оттого, что какая-то молодежная организация станет на довольствие к власти, ненависть общества к «Единой России», к новой Орде, обложившей нас данью, никуда не денется. Бесполезно ставить какие-то финансовые заплатки. Тут, как в анекдоте про сантехника, не трубу, а всю систему надо менять», — заключил наш собеседник.
Материал подготовили: Владимир Титов, Мария Пономарева, Роман Попков