В Ливии, кажется, воплотились тайные страхи натовских стратегов и мрачные фантазии советских реваншистов, двадцать лет мечтавших, чтобы у «проклятого Запада» наконец-то нашла коса на камень. Солдаты Джамахирии, вместо того чтобы разбежаться при первом серьезном натиске «повстанцев», поддерживаемых авиацией Североатлантического альянса, оказывают упорное и совсем не безуспешное сопротивление.
Силу каддафистов ощущают на себе не только воинские формирования «Переходного национального совета», но и бойцы спецназа стран НАТО, которые, по некоторым данным, принимали участие в наземных операциях в Ливии. В том числе в штурме столицы этой страны. Столь масштабные наземные операции не могут проходить без потерь.
Вопрос в том, как командование и национальные правительства отчитаются перед обществом за эти потери: объявят их официально, или же спишут на несчастные случаи, или «раскидают» по «официальным» военным кампаниям, которые Альянс ведет в Ираке и Афганистане.
Комментирует Виктор Кременюк, заместитель директора Института США и Канады РАН
В Ливии у НАТО людских потерь нет. Там произошло то же, что в Югославии, — раздолбали страну, не потеряв ни одного человека.
Силы НАТО не участвуют в наземных операциях — это во-первых. Во-вторых, при том уровне освещения и гласности, какой мы имеем на Западе, скрыть потери было бы невозможно. Пусть они плохие люди, но не настолько, чтобы жульничать. Это и невозможно — там по десять пар глаз за каждым.
Я доверяю не мнению «среднего человека», хотя бы и западного, а экспертному мнению. А западные специалисты не говорят о людских потерях НАТО в Ливии.
Антивоенные лозунги, звучавшие на демонстрациях по всему миру, имеют другую природу.
Современная война — это в первую очередь огромные затраты. Каждый самолетовылет стоит бешеных денег. В Европе сейчас лишних финансов нет. Они не могут вытащить Грецию, в опасности Испания и Португалия. В то же время огромные средства тратятся на боевые действия. Поэтому люди говорят, что надо обуздать расходы. Возмущение вызывает факт того, что финансовые ресурсы идут не на решение конструктивных задач и на спасение экономики, а на то, чтобы кому-то что-то доказать в Ливии.
Материал подготовили: Владимир Титов, Мария Пономарева, Роман Попков