Напомним, ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком и спутником «Экспресс-АМ4» стартовала 18 августа 2011 года с космодрома Байконур. И хотя первые четыре включения маршевого двигателя прошли в штатном режиме, в дальнейшем были выявлены проблемы с передачей на Землю телеметрической информации с блока.
Оказалось, что при формировании циклограммы работы «Бриза-М» специалистами был необоснованно «заужен» временной интервал подворота гиростабилизированной платформы. Это привело к неправильной ориентации разгонного блока в полете и к выведению спутника на нерасчетную орбиту. Проще говоря, космический аппарат был потерян. Если сложить стоимость аппарата и его запуска, то окажется, что российские налогоплательщики потеряли впустую 20 млрд рублей.
Почти через неделю, 24 августа, потерпела крушение ракета-носитель «Союз-У» с космическим грузовиком «Прогресс М-12М». Во время взлета ракеты на участке работы третьей ступени произошло нарушение работы двигательной установки, что привело к ее аварийному отключению. Как выяснилось, у двигателя третьей ступени «Союз-У» РД-0110 имелся производственный дефект — некорректно работал газогенератор.
Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета России, убежден, что введение новых статей в УК поможет разрушить сложившуюся коррупционную схему управления, порождающую преступную халатность. «Что для чиновников важнее — личная и корпоративная выгода или моральная ответственность перед обществом? Ведь реальной уголовной ответственности за нарушения, повлекшие такого рода аварии, не существует. Ну, не получилось, и ладно. Техническая дисциплина производства упала. В советское время каждый узел будущего космического аппарата передавали запечатанным и стерильным, как медицинский инструмент. Сейчас такого отношения нет и в помине. И всегда можно сэкономить на технологии, положив разницу в карман», — говорит он.
Эксперт отмечает и такое явление, как утрату космических амбиций государством и обществом: «Сейчас мы уже не боремся за какие-то международные позиции, хотя когда-то были первыми в космосе. Россия запускает все те же советские аппараты, лишь немного усовершенствованные».
В этих условиях усиление ответственности должностных лиц — единственная мера, которая пусть и не поможет в освоении космоса, но поспособствует сохранению бюджетных рублей. Председатель антикоррупционного комитета выразил несогласие с премьером, который считает, что «если начальник опростоволосился — его не нужно убирать».
«Задача начальника — контролировать процесс, он несет ответственность за своих подчиненных, — убежден Кабанов. — Нецелевое или неэффективное расходование средств, хищение — это преступление. За это нужно в лучшем случае снимать с должности с «волчьим билетом» или сажать. За должностные преступления, повлекшие тяжкие последствия, должна быть особая ответственность», — считает собеседник «Особой буквы».
Материал подготовили: Владимир Титов, Мария Пономарева