Впрочем, обо всем по порядку...
В честь 200-летия Царскосельского лицея, 25-летия Группы спасения памятников и еще целого ряда круглых дат защитники исторического наследия Петербурга решили провести митинг. В качестве места его проведения выбрали Владимирскую площадь, отправили официальную заявку-уведомление. В мэрии идею градозащитников не одобрили, отправили в сквер на Лиговский проспект, но борцы за памятники стояли на своем, и так далее, далее, далее... Стандартное начало историй о проведении массовых мероприятий.
19 октября представители общественности все-таки выходят именно на Владимирскую площадь. В понимании рядовых граждан они просто нарывались на неприятности, поскольку принцип неотвратимости наказания у нас действует всегда (и только) по отношении к организаторам массовых мероприятий. Их, естественно, встретили полицейские и вполне ожидаемо начали «упаковывать». Но затем случилось странное...
В числе пришедших на Владимирскую площадь оказался известный кинорежиссер Александр Сокуров. Пришел он не сам по себе, а вооруженный мобильным телефоном, что поначалу как будто не представляло никакой опасности. Но в тот момент, когда злостного нарушителя общественного порядка Сокурова, согласуясь с суровыми законами Российской Федерации, пытались забрать стражи порядка, он нанес удар ниже пояса всему конституционному строю — Сокуров позвонил... Звонок был адресован вице-губернатору Санкт-Петербурга Василию Кичеджи. Кинорежиссера отпустили, а митингующих оставили в покое.
Сам вице-губернатор потом разъяснил журналистам, что же именно произошло. До Кичеджи дозвонился корреспондент агентства «Росбалт» и получил исчерпывающие сведения обо всех обстоятельствах. Выяснилось, что за день до митинга Сокуров звонил вице-губернатору и сообщил, что группе людей, которую возглавляет режиссер, не выдают разрешения на проведение акции. При этом он заверил, что никаких проблем, связанных с безопасностью, на мероприятии быть не должно.
Кичеджи якобы обратился в соответствующие службы и организации о получении разрешения. «Когда он сегодня (19 октября) мне позвонил еще раз и сообщил, что якобы появились какие-то проблемы, я был вынужден еще раз обратиться, и проблемы исчезли. Все должно быть в рамках закона, это не обсуждается, тема не должна быть предметом спекуляции. Когда деятели культуры будут обращаться с такими просьбами, я их буду внимательно рассматривать и, при безусловном исполнении закона, буду поддерживать», — пояснил вице-губернатор агентству «Росбалт».
По факту же получилось, что разрешение на проведение акции было не закреплено документально и все держалось лишь на «честном слове» Сокурова и Кичеджи. Казалось бы, что же здесь предосудительного? Представителей гражданского общества обидеть не успели, конфликт был улажен на месте, Петербургу еще раз напомнили о его богатом историческом наследии, но... Законы, на которые у нас любят ссылаться, — они для кого?
За день до акции на Владимирской площади Сокуров встречался с премьер-министром Владимиром Путиным. Разговаривали о кинематографе, будущем «Ленфильма». Посидели на виду у телекамер, побеседовали. Может, это просто совпадение, но события следующего дня показали всей стране, что встречи с премьером почти равняются обретению высшего благословения со всеми вытекающими последствиями. Конечно, Сокуров не покушался на дух закона — за этот дух у нас 31-го числа все время происходят локальные сражения, которые проходят и завершаются совсем не так, как на Владимирской площади, — но цепляются у нас за «букву». И здесь нарушение налицо.
Так вышло, что представители гражданского общества в Петербурге ухватились за тот самый инструмент, который сами привыкли критиковать и воспринимать как угрозу. Один человек позвонил другому и попросил решить проблему, минуя процедуры. Так у нас происходит во всех сферах жизни. Это ни для кого не секрет, но на этот раз его использовали публично и даже с какой-то долей гордости. Вот, мол, мы ради светила нашего кинематографа на все пойдем! Наши светила не трожь!
Я на секунду представил себя на месте полицейского, который согласно действующей инструкции уныло идет забирать очередных «возмутителей», выполняет свою работу и тут же получает обратный приказ. Честно говоря, в следующий раз я даже и не почешусь без специального на то позволения, кто бы там ни лютовал. Только и остается, что составить специальные списки. В одной колонке будут неприкасаемые, а в другой те, кто всегда не прав, независимо от обстоятельств.
Честно скажу, не знаю, что делать в подобной ситуации. Но на месте правозащитников я бы все-таки потребовал привлечь к ответственности и организаторов митинга, и отдельно господина Кичеджи за злоупотребление, превышение и все остальное хорошее. Если уж быть принципиальными, то до конца!
Материал подготовили: Владимир Карпов, Мария Пономарева