Скандальный визит Дмитрия Медведева на журфак МГУ

Максим ШЕЛЕК,

обозреватель «Особой буквы»

Студенты МГУ не захотели менять вторую древнейшую профессию на первую

Студенты МГУ не захотели менять вторую древнейшую профессию на первую
Визит все еще действующего президента России в МГУ и скандалом-то не назовешь. Провал спектакля — это не скандал, а неприятная для всех ситуация. Возмущаться нечем. Хотя сами студенты, безусловно, имеют право на возмущение.
24 октября 2011
Я не пойму одного: ну какого лешего Дмитрий Анатольевич отправился именно на журфак? Вернее, кто это ему присоветовал? Понимать же надо, что будущие журналисты куда циничнее, злее и бесшабашнее журналистов действующих — просто по молодости, от желания быть своими в доску и превзойти всех авторитетов. Берут, естественно, наглостью — профессионализма-то пока нет. И вполне закономерно, что любого заглянувшего к ним на огонек политика они порвут как мойву, просто чтобы выпендриться. Ну хочется тебе с молодежью пообщаться — так иди на исторический факультет, на философский, к коллегам-юристам… Так нет, в самое пекло!

 

После скандала в МГУ студенты готовили открытое письмо к руководству университета. Один из его вариантов, по версии «NEWSru.com», звучал так: «Руководство факультета допустило проведение в здании на Моховой мероприятия, которое де-факто стало частью предвыборной кампании Дмитрия Медведева как лидера предвыборного списка одной из политических партий. Встреча проводилась по заранее отрепетированному сценарию. Участники разговора с господином Медведевым — среди которых практически не было студентов факультета — были тщательно отобраны, вопросы — согласованы, а доступ прессы ограничен. Это никак не соответствует тем принципам, которые воспитывает или должен воспитывать факультет».

И ведь только что тебя именно журналисты приложили так, что впору на улице не показываться. После мужественного заявления Медведева о том, что у Путина рейтинг выше, публицист Виктор Шендерович в «Ежедневном журнале» высказался предельно ясно: «Если ты публично объявил себя импотентом, не стоит удивляться тому, что тебя игнорируют те, кто вчера строил глазки». После такого я и на сельскохозяйственный факультет не рискнул бы идти.

В общем, идея была идиотской, а воплощена просто олигофренически. Очень хочется верить, что это заслуга «Росмолодежи» и конкретно товарища Якеменко. У него тоже полные кранты с профессионализмом и он тоже в основном привык действовать наглостью. Но тащить с собой придурковатых «нашистов», при этом не пуская в аудиторию ее хозяев-журналистов, — это нужно обладать особой… психологией.

К Дмитрию Анатольевичу можно относиться по-разному (теперь в основном с юмором, но тактично), но дураком его никто никогда не считал. И поэтому я категорически не верю, что он не догадывался про списки, по которым давали доступ на его лекцию, и не видел, что в зале сидят только лояльные. Все он понимал, а если позволил так поступить — значит, чего-то боялся.

Не понимаю — чего? Какие такие вопросы он опасался услышать, на которые уже не ответил по десять раз, хотя бы даже и мысленно? Ну, спросили бы его про рокировку, про Ходорковского, про размер рейтинга — так ответил бы, что это не в формате встречи, дескать, встреча у нас по внешней политике. Ну, попытали бы его про то, как мы обгадились в Ливии — свалил бы вину на кабинет министров… Хотя нет, это меня занесло. Ну, в общем, нашелся бы что рассказать. Не впервой.

Заметьте, периодически кремлевские ребята идут на разговор с прессой. Я не имею в виду пародии на пресс-конференции, когда кто-то из тандема «дает интервью» трем федеральным каналам. То есть просто диктует по заранее разработанному сценарию заранее придуманные ответы на заранее согласованные вопросы. Вот совсем недавно пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков отбивался от четырех агрессивно настроенных журналисток в эфире телеканала «Дождь». И Пескову, при всем его блестящем мастерстве словесного фехтования, приходилось туго. А когда моя старинная подруга Юля Таратута («Ведомости»), тоже известная интеллектуальная бретерша, напомнила ему про две пресловутые амфоры, якобы найденные премьером на дне Таманского залива, — я думал, пресс-секретарь уронит шпагу. Но он поступил единственно верным способом: просто сказал правду. Да, подложили находку! И все. Обсуждать стало нечего. К другим темам…

Поэтому я не верю, что Медведев боялся вопросов. Сколько раз он умудрялся уклониться от ответа на самый важный для него: пойдет на второй срок или нет? Причем у меня складывается впечатление, что последние месяцы президента спрашивали об этом чисто из спортивного интереса: а как теперь вывернется?.. И выворачивался ведь! Аплодисмант!

Нет, страх тут ни при чем. Из всех возможных версий того, почему Дмитрий Анатольевич согласился на эту публично кастрированную встречу, я вижу только одну правдоподобную: да никто его согласия и не спрашивал. Партия сказала: «Надо!» — президент ответил: «Есть!» А когда понял, куда влип, просто «включил дурака»: мол, ни о каких задержаниях не знаю, в «Твиттере» комментариев Бакушинской к своим сладким словесам о прекрасной встрече не видел. Сижу, примуса починяю.

Получается, что президент оказался даже в более двусмысленном положении, чем его сосестра по несчастью — в девичестве разведчица, а ныне член политсовета «Молодой гвардии «Единой России» Анна Чапман. Напомню: в конце сентября рыжеволосая дива вдруг решила прочитать лекцию в СПбГУ на тему того, как стать лидером. Естественно, студенты не пожалели ехидства, напомнив Анне, что в лидеры она выбилась исключительно за счет эротических фотосессий да проваленного приказа Родины вызнать все американские государственные секреты.

Как позже выяснил «Росбалт», решение пригласить «шпионку» принималось без обсуждения со студенчеством университета, в том числе с его официальными представителями — членами студенческого совета СПбГУ. «Чему в данном контексте может научить студентов первого Университета страны разоблаченная (псевдо) шпионка, которая только благодаря своему непрофессионализму и интимным фотографиям в одночасье стала медиаперсоной, член политсовета МГЕР Чапман, не уточняется. Как, впрочем, и то, по какому праву некоторые работники администрации СПбГУ, входящие почему-то в Студенческий совет Санкт-Петербурга в качестве представителей студенчества университета, считают для себя возможным не только не осуждать, но лоббировать проведение подобных мероприятий», — так охарактеризовали ситуацию ребята из независимого студенческого совета.

Но Анна, прошедшая застенки ФБР или кто там ее арестовывал, холодного приема не испугалась. «Вы же меня совсем не знаете. Все, что вы обо мне слышали, — это сведения из заказных статей. Но я все равно вам благодарна. Давно не сталкивалась с такой агрессией в свой адрес. Вы спустили меня с небес на землю», — заявила она.

И прочитала-таки лекцию, попутно ответив на кучу весьма нелицеприятных вопросов. То есть по глупости ли, случайно ли, осознанно ли, но повела себя мужественно. И это просто скандально известная персона, то ли общественный деятель, то ли телеведущая, то ли модель. Прямо как в том анекдоте: «Девушка, я авиаконструкторский заканчивал, вы, простите, модель чего?..» А тут — целый президент России! Наследник императоров! Главнокомандующий! И такая «шляпа»…

Понятно, что после придания гласности подробностей эмгэушного спектакля Дмитрий Анатольевич почувствовал себя неуютно. И вот его пресс-секретарь Наталья Тимакова сообщила, что Медведев обязательно приедет еще раз, чтобы встретиться со студентами факультета и ответить на любые их вопросы. Надо понимать, президент отдает себе отчет в том, что первыми будут вопросы о его прошлом приезде, о «наших», о бдительных сотрудниках Федеральной службы охраны. В общем, обо всем том, о чем ему говорить явно не хотелось бы.

И выход у него один: по примеру господина Пескова говорить правду. Правда в нашей стране на официальном уровне стала таким редким явлением, что обескураживает любого, даже самого пламенного оппонента. Может, если президент не будет вилять как маркитанская лодка, студенты и простят ему былое. Ну или по крайней мере не станут устраивать субботник, чтобы смыть следы его пребывания в стенах альма-матер. Это действительно позор.

Так что, Дмитрий Анатольевич, мой вам совет: берите пример с Анны Чапман. Только оставайтесь в одежде, пожалуйста. Голый торс — это премьерская «фишка». В будущем году попробуете.

 

Материал подготовили: Максим Шелек, Александр Газов