Рамзан Кадыров настаивает на присвоении Грозному звания Города воинской славы

Комментирует Александр Жуков,

кандидат исторических наук

Город воинской славы бывшего боевика Кадырова

Город воинской славы бывшего боевика Кадырова
Глава Чечни поддержал соответствующее предложение Северо-Кавказской парламентской ассоциации, которое подписали парламентарии всех субъектов СКФО. Теперь Кадыров обратился с этой инициативой к Дмитрию Медведеву.
10 ноября 2011
Рамзан Кадыров заявил, что Грозный достоин высокого звания Города воинской славы. По словам чеченского лидера, из-за сталинских репрессий замалчивались подвиги выходцев из Чечено-Ингушетии во время Великой Отечественной войны. Складывается впечатление, что у главы республики нет советников, которые могли бы ему объяснить, какую реакцию у большинства россиян вызовет его предложение. Хочется надеяться, что таковые имеются у Медведева.

 

Город воинской славы — почетное звание Российской Федерации, присваиваемое отдельным городам. В городе, удостоенном данного звания, устанавливается стела с изображением герба города и текстом указа президента РФ; также проводятся публичные мероприятия и праздничные салюты 23 февраля (День защитника Отечества), 9 Мая (День Победы), а также в День города. Впервые церемония вручения грамот о присвоении почетного звания Города воинской славы состоялась в 2007 году. Грамоты получили главы администраций Белгорода, Курска, Орла. Всего на данный момент в России 37 городов воинской славы.

Если учесть, что в городах воинской славы проводятся салюты, в том числе и 23 февраля — напомним, именно в этот день в 1944 году началась депортация чеченцев в Среднюю Азию и Казахстан, — то проводить праздник в Грозном будет по меньшей мере странно. Но, судя по всему, это Рамзана Ахметовича отнюдь не смущает.

Как не смущает и то, что у большинства россиян понятие воинской славы ассоциируется не только с Великой Отечественной войной. Публично выступая с предложением наградить Грозный таким званием, глава Чечни должен понимать, какие чувства это вызывает у родственников и близких погибших в республике в 90-е солдат и офицеров.

Конечно, Кадырова можно понять: ему хочется раз и навсегда закрыть тему не слишком однозначной роли некоторых представителей своего народа в сотрудничестве с фашистами во время войны. «Никто не говорил о том, что наша маленькая республика дала этой огромной стране более сотни Героев Советского Союза. А как оценить труд грозненских нефтяников, которые добывали в тылу так необходимую для фронта нефть», — объясняет он свое предложение.

Видимо, чеченский лидер считает, что нынешние времена — самый удобный для этой инициативы момент. И ничего тут странного нет: республика сейчас существует в особом режиме финансовых и политических преференций. Если к этому добавится еще и прерогатива на фальсификацию истории, тогда можно считать миссию Рамзана Кадырова выполненной: его регион получает от власти все, что хочет.

Комментирует Александр Жуков, кандидат исторических наук

Рамзан Кадыров, сам являющийся Героем России, предпринимает сегодня попытки получить звезду героя и для столицы своей республики.

Формально никаких оснований для этого нет. Немецкие войска в период наступления на Сталинград частично вошли на территорию Чечено-Ингушской АССР. Причем речь здесь идет лишь об одном северном районе территориального образования. Для получения звания Города воинской славы защитникам того или иного населенного пункта необходимо было проявить «отвагу и героизм». Вблизи же Грозного вообще никаких боевых действий не велось.

Чеченцы перед депортацией, состоявшейся в 1944 году, когда советские войска уже были на границе СССР, призывались на службу. Но, как указывается в документах, обосновывающих необходимость выселения из Чечни местного населения, частично уклонялись от призыва. Количество таких уклонистов составляло 8 процентов и более. Эти люди уходили в горы. В целом же количество чеченцев, воевавших в рядах Красной армии, было незначительным.

Несоответствие Грозного формальным требованиям для присвоения ему звания Города воинской славы в данном случае может не сыграть вообще никакой роли. Общеизвестно, какие отношения сложились между руководством Чечни и федеральным центром. Так что получить столица республики почетное звание вполне может.

Последний весьма спорный случай присвоения подобного звания произошел несколько лет назад со Ржевом. По всем имеющимся данным немецкие войска отошли от Ржева сами, Красная армия значительных боев там не вела. Однако из-за давления ветеранских, общественных организаций Ржев все же получил гордое звание. Но здесь хотя бы можно говорить в принципе о каком-то немецком присутствии вблизи Ржева и каких-то столкновениях под ним. О Грозном же нельзя сказать и этого.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов