По сути, Интернет превращается в главное СМИ России. В условиях мертвенной цензуры федеральных телеканалов именно новостные сетевые порталы и блогосфера рассказывают о том, что реально происходит в стране. У гражданина появляется уникальная возможность быть не только потребителем, но и «производителем» новостей — при помощи LiveJournal, Facebook и иных популярных сетей каждый становится сам себе режиссером, главредом, журналистом и видеооператором.
Новости, поставляемые блогерами, взрывают информационное пространство, в аудиторию выплескиваются сенсационные материалы — от махинаций в госкорпорациях до полицейского беспредела, от скандальных многомиллионных «госзакупок» до бесчинств «мигалок» на дорогах. Весь этот абсолютно неподконтрольный цензуре поток демонстрирует обществу все отвратительные пороки бюрократии, десакрализует власть.
Запретных тем больше нет. Одна из главных монополий авторитарных диктатур прошлого века — монополия на информирование, на трактовку тех или иных событий — утрачена навсегда.
Интернет является не только коллективным информатором и агитатором. Он играет еще одну важнейшую роль — коллективного пропагандиста. Посредством социальных сетей идет поиск единомышленников, устанавливаются тысячи необходимых коммуникаций, разворачиваются общественные дискуссии, планируются акции. В отличие от «олдскульных» средств связи (почтамт, телефон, телеграф) Сеть предоставляет такие возможности общения, которые не могут быть поставлены государством под контроль. Чекист или офицер из «антиэкстремистского» подразделения МВД может простым запросом заставить сотового оператора сделать распечатку SMS или детализацию звонков любого абонента. Поставить телефон на прямую прослушку онлайн технически также очень просто и абсолютно не затратно. Но ни одна крепкая голова из числа лубянских специалистов не взломает Skype или западную почтовую систему Gmail.
Для Интернета нет «неприкасаемых» фигур. Сеть безжалостно преследует всех, кто замешан во властных злоупотреблениях, несмотря на ранги, звания, былые заслуги. Власть и реакционеры разных мастей, оценив всю мощь оказавшегося в распоряжении граждан оружия, пытается контратаковать, закрепиться на чужом, враждебном поле, но тщетно. Заставить Всемирную паутину служить несвободе невозможно, а люди системы и системные проекты в Интернете предстают в смешном, убогом свете, еще больше отталкивая от себя аудиторию.
Можно вспомнить «героические» кадры тушения пожаров в 2010 году единороссовскими молодогвардейцами, размещенные на видеохостингах, — публика разоблачила эту подделку и подняла мошенников на смех. Смех вызывают попытки различных «бесогонов» вести поучающие блоги — люди чувствуют фальшь, с презрением отворачиваются от пресной безвкусной пропаганды верноподданничества.
Даже действующий президент, развернувший кипучую деятельность в Сети, вляпался в историю, неосторожно заведя себе аккаунт «ВКонтакте». Эта самая популярная в России социалка живо откликнулась на попытку главы государства стать «своим» — его страничка была завалена сотнями сатирических посланий и виртуальных подарков. Тут был и пистолет с одним патроном, и «путин-краб», и бутылочка с ядом, и другие безделицы, недвусмысленно указывающие на оценки общественности масштабов личности «ненационального лидера». Самое дружелюбное послание, полученное Дмитрием Медведевым от пользователей, было выдержано в духе «Бедный, бедный мальчик…».
Достается в Сети и «национальному лидеру», ставшему героем язвительных интернет-мемов и персонажем «демотиваторов», и тандему в целом — люди безошибочно чувствуют политическое мошенничество.
В стране вновь начала возрождаться политическая сатира. Только теперь уже граждане не на кухне шепотом пересказывают политические анекдоты — они превратили в анекдот всю государственную власть.
Можно, конечно, возразить: мол, пока еще все эти десятки миллионов пользователей не трансформировали свой презрительный смех, свое неприятие окружающего мира в систематизированный электоральный политический протест, и партия власти по-прежнему набирает на выборах подавляющее (во всех смыслах этого слова) большинство.
Но тем не менее в России зреют новые настроения, новый юмор, новое представление о гражданственности. Во многом благодаря Интернету возникает мода, казалось бы, немыслимая еще 10 лет назад — мода на гражданский активизм. Формируется новый стиль жизни, в первую очередь в среде интеллигенции и городской молодежи.
Но не только в этой среде. Россияне учатся быть скептичными по отношению к власти, недоверчивыми и непокорными. Учатся быть смелыми. Начинают понимать, что их личная позиция что-то значит.
Это еще не конец авторитаризма в России. Но это начало конца. Интернет, социальные сети недавно разбудили даже сонную арабскую улицу. В России традиции протеста все же сильнее, чем в Египте.
«Русская весна» обязательно начнется. Информационное пространство уже начинает оттаивать.
Материал подготовили: Михаил Аскетов, Александр Газов