В качестве иллюстрации своих слов Медведев напомнил о ситуации с разночтениями по итогам Второй мировой войны. По его словам, не может ставиться под сомнение заслуга нашей страны в достижении победы, а сомнения на этот счет — просто моральное преступление перед памятью тех, кто отдал свою жизнь, защищая Родину.
Он также считает неправильным представление всех периодов России как состоящих из неприятностей, когда государство не справлялось со своими обязанностями, поскольку в жизни страны были самые разные периоды и невозможно себе представить историю, которая выкрашена одной краской.
В то же время Дмитрий Медведев признал существующие проблемы в патриотическом воспитании подрастающего поколения: «Это тонкая сфера, и нужно ею заниматься на всех уровнях. Но патриотизм должен быть умным, не надо ничего насаждать».
При этом он заявил о важности культивирования идей, консолидирующих общество, — при необходимости их можно заимствовать из советского прошлого. «Мы очень часто критикуем, например, какие-то прежние порядки... Но есть неоспоримые ценности, которые, как мне кажется, должны иметь вневременной характер. В нашей стране создавалось так называемая единая общность — советский народ. Кто-то с воодушевлением об этом говорил, кто-то подтрунивал, но тем не менее эта модель работала», — цитируют президента информационные агентства.
Депутат Госдумы Олег Шеин считает предложение главы государства «прекратить дискуссии в учебниках истории» правильным подходом.
«У нас учебник дает некие обобщенные знания, и в нем должно быть заложено единство мнений. Другое дело, какая логика в учебнике должна преобладать. История — это наука, и если руководствоваться в ее подаче исключительно политическими интересами, то доверие к таким учебникам будет низким», — считает наш собеседник.
Он отмечает, что любые попытки ввести в науке цензуру совершенно бесперспективны, особенно в современном информационном обществе. «Сегодня человек может прочитать практически любую книгу в Интернете, который развит гораздо сильнее, чем, например, издательская деятельность. Соответственно, аудитория Интернета значительно шире. Так что навязать некое одно мнение об историческом событии практически невозможно», — уверен Олег Шеин.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов