На всю Россию прогремело скандальное и беспрецедентное по своему идиотизму судебное решение о признании экстремистским лозунга «Православие или смерть». Против подобного расширенного толкования понятия «экстремизм» высказался даже центр «Сова», специализирующийся на борьбе с различным радикализмом. Теперь пришла очередь кришнаитов и их священных текстов.
Казалось бы, что может быть опасного и экстремистского в поклонниках культа Кришны, которых большинство россиян считает безобидными чудаками в оранжевых хламидах, бьющих в бубны и раздающих свои книжки в пестрых обложках? Батальоны смертников не формируют, метро не взрывают, животных на глазах у детей не режут и даже грядущим апокалипсисом не пугают. Наоборот, раздают нищим еду. На улицах, кстати, куда менее надоедливы для прохожих, чем адепты некоторых протестантских течений.
Но выяснилось, что государево око, бдительно следящее за спокойствием умов, углядело в этой экзотической ветви Индуизма нешуточную угрозу для себя и своих подданных.
Как часто бывает, не обошлось без «сигнала с мест». Руководитель миссионерского отдела томской епархии РПЦ Максим Степаненко поднял тревогу по поводу того, что в окрестностях Томска, в деревне Кандинка, собирались строить поселок из 57 домов-общежитий члены Общества сознания Кришны. Скорее всего, в области не осталось ни наркомании, ни беспризорников, ни иных социальных язв, и священнослужитель бодро переключился на борьбу с «конкурентами».
Кришнаиты действительно хотели возвести «экологически чистые постройки» и планировали официально перевести земли, отведенные под строительство, из разряда земель сельхозназначения в территорию, юридически «пригодную» для построек. Но местные власти, чутко среагировав на сигнал РПЦ, признали строительство незаконным.
На этом государственный каток уже не мог остановиться. Под «раздачу» попало само Международное общество сознания Кришны и главный священный текст кришнаитов — «Бхагавад-гита как она есть». Сперва «антиэкстремисты» из силовых структур пытались подвести писание под соответствующее экспертное заключение сотрудников Томского университета, но многие специалисты брезгливо отказались участвовать в этой расправе. В итоге, как это обычно и бывает, силовики подобрали все-таки некую команду лояльных экспертов, которые с грехом пополам подогнали кришнаитскую книгу под «экстремистские стандарты». Теперь слово за судом.
Стоит отметить, что с тем же успехом можно подвести под определение «экстремизм» фактически любой канонический религиозный текст от Ветхого завета до Корана — тем более если не углубляться в сакральную доминанту текста, вырывая слова и фразы из контекста и толкуя их в вульгарном, обыденном ключе. При таком подходе легко надергать цитат из какой угодно священной книги и сделать вывод о человеконенавистнической сущности учения.
Например, доцент Центра сравнительного изучения религий РГГУ Фаликов с горькой иронией отмечает, что можно выдернуть из Евангелия от Матфея фразу Христа «Ибо я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человека домашние его» (Матф. 10, 35—36) и сделать вывод о том, что Иисус призывает к разрушению семьи и девиантному поведению. Но это вовсе не так, если знать контекст данного изречения Иисуса. А он заключает в себе такую идею: любовь к Богу выше любви даже к ближайшим родственникам. Но ведь из этого совершенно не следует, что от родственников следует отрекаться. Что Иисус продемонстрировал и на собственном примере — согласно евангельскому тексту, мать сопровождала его до крестной смерти на Голгофе.
Таких примеров можно привести несметное количество: имея определенную «антиэкстремистскую заряженность», можно открывать любую книгу и ковшом грести оттуда «человеконенавистнические цитаты», не углубляясь при этом в глубинное, метафизическое значение того или иного учения.
Совершенно очевидно, что наши правоохранительные органы, занявшись вопросами веры, сакральных смыслов и религиозных канонов, в своем служебном рвении вступили на опасное минное поле. Бюрократические стандарты «цивилизованности» и «политкорректности» к религиозной стороне жизни больше не применимы в принципе.
Ладно бы если государственную машину в такого рода делах двигала обычная недалекость, необразованность тех или иных сотрудников, делающих себе «палки» на «борьбе с сектами». Но, к сожалению, все гораздо хуже. Дело в некоем общем духе нашего государства, в стремительно возрастающем желании везде и всегда решать за людей — что для них хорошо, а что плохо, что опасно, а что нет.
Чиновничество с болезненной ревностью смотрит на любые неподвластные ему проявления активности, увлеченности, деятельности. Уже пытались заводить уголовные дела против любителей военной истории, реконструкторов, — за то, что во время постановочных «боев» они выехали в поле на танке с немецкой военной символикой. Правоохранительные органы, разумеется, усмотрели в этом все тот же «экстремизм». По схожим обвинениям пытались привлечь и военных антикваров. Маразматические инстинкты крепчают.
Закон «О противодействии экстремистской деятельности», равно как и само расплывчатое толкование термина «экстремизм», давно вызывают критику правозащитного и адвокатского сообществ. В ходе круглого стола в «МК», который прошел в понедельник, член Общественной палаты РФ, доктор юридических наук Елена Лукьянова предложила отказаться от применения плохо проработанных, шаблонных «антиэкстремистских» клише к каноническим религиозным текстам, возраст которых составляет, между прочим, не одну тысячу лет.
Ведь помимо того, что попытки полицейско-судебного давления на религию прямо противоречат Конституции нашей страны, гарантирующей свободу совести, это еще и выставляет Россию в дурацком свете перед всем миром. В том числе и перед нашим стратегическим партнером Индией, в которой живут миллионы кришнаитов.
Вспоминается одна история тридцатилетней давности. В начале 80-х Семен Цвигун, зампред КГБ СССР, в статье в журнале «Коммунист» заявил, что у социалистического строя три главных врага — рок-н-ролл, западная культура и кришнаиты. Не коррупция и вырождение элиты, не дефекты экономики, а вот эти три вещи, с которыми «вооруженный отряд партии» немедленно начал борьбу.
После уголовных процессов, прокатившихся по крупным городам Союза, сотни кришнаитов отправились в места не столь отдаленные. В 1988 году их амнистировали. Сейчас, похоже, история заходит на новый виток.
Материал подготовили: Михаил Аскетов, Роман Попков, Александр Газов