Интервью с режиссером фильма «Ходорковский»

Кирилл ТУШИ,

режиссер

Меня вдохновила схватка Ходорковского с самым влиятельным человеком России

Меня вдохновила схватка Ходорковского с самым влиятельным человеком России
Повальный отказ кинотеатров от показа фильма «Ходорковский» обусловлен страхом бюрократии. Ее желанием жить комфортно, не создавая себе проблем.
1 декабря 2011
1 декабря начинается официальный прокат в России едва не запрещенного фильма немецкого режиссера Кирилла Туши «Ходорковский». Под беспрецедентным давлением перепуганной российской бюрократии один кинотеатр за другим закрывал свои двери перед «Ходорковским», но смельчаки из «Эльдара» все же устояли.

Интервью с режиссером фильма «Ходорковский»

Интервью с режиссером фильма «Ходорковский»

— Что подтолкнуло вас к идее снимать фильм именно о Ходорковском? Чем «зацепила» вас эта история?

Я приехал в Ханты-Мансийск на Фестиваль. И узнал, что Ходорковский вошел в конфликт с самым влиятельным человеком в России. Эта схватка. И он пошел на этот бой. И это меня вдохновило на фильм.

— Приступая к работе над фильмом, вы предполагали, что столкнетесь со столькими трудностями, начиная от похищения копий фильма, заканчивая негласным запретом на его демонстрирование в кинотеатрах? Или все эти трудности, все эти враждебные действия были для вас неожиданностью?

Конечно, я понимал, о ком я делаю фильм. Естественно, я понимал, что это чувствительная тема, но думать на эту тему мне было сложно. Я не думал о том, как это будет происходить, но предполагал, что будут сложности.

— Это не было неожиданностью?

Мне было странно, что мои русские друзья были не очень оптимистичны. И говорили, что никогда этот фильм не покажут. Юрий Шмидт сказал, что конечно не покажут. Мне было обидно. Я человек оптимистичный. Я был более оптимистичен, чем мои русские друзья. Я вчера был на телеканале «Дождь» и мне очень понравилась надпись — «Канал «Дождь» — оптимистичный канал» вот, я себя таким же считаю.

— Есть точка зрения, что ваш фильм не только о Ходорковском, но и о России в целом, о современной русской жизни. Согласны ли Вы с этим?

Я согласен. Потому что Ходорковский — большой символ для первой, второй и третьей России. Советской, капиталистической и новой. Будущей.

— Отказ от показа фильма многими российскими кинотеатрами, что это: идиотизм мелких чиновников, директоров кинотеатров, или действие по жесткой инструкции, полученной от политического руководства страны?

Я думаю, что это страх малых бюрократов. Почему малых? Не только малых. Это не только страх, а желание жить комфортно. Не создавать лишних проблем себе.

— Верите ли вы в то, что ваш фильм поможет чем-то Михаилу Ходорковскому, и ставили ли вы перед собой такую задачу?

Естественно, я хотел отразить происходящее. И, тем не менее, конечно у меня были страхи. Я действительно очень боялся. Как бы не навредить ему. Чтобы не получилось так что из-за внимания, которое привлечет фильм, ему дольше придется находиться в неволе. Навредить, конечно, я боялся. Мне критики многие говорили: «Не надо этого делать». В общем, я спал в кошмарах. Бывало такое.

 

Материал подготовили: Ольга Азаревич, Алексей Козин, Дарья Шевченко, Виктория Романова, Роман Попков, Александр Газов