В Москве прошел один из самых массовых митингов за последние 10 лет

Антон ОРЕХ,

обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», специально для «Особой буквы»

Улицы столицы показали высокую явку

Улицы столицы показали высокую явку
Мой близкий товарищ накануне впервые пошел на митинг. Взял и пошел. Тот самый митинг на Чистопрудном. Таких, как он, — тех, кто пошел на митинг или впервые, или после долгого-долгого промежутка времени, — там было очень много.
6 декабря 2011
Именно поэтому акция, которая по всем раскладам должна была стать очередным междусобойчиком оппозиции, внезапно стала самым массовым московским митингом со времен акций в защиту НТВ — то есть лет за десять.

А пошел мой товарищ на митинг потому, что накануне на избирательном участке в графе напротив его фамилии внезапно оказалась чужая роспись. Кто-то уже «получил» его бюллетень и «проголосовал». И человек, относившийся ко всей мрази нашей жизни несколько отстраненно, взял и пошел на улицу.

Это прекрасно объясняет перспективу. Мы ничего не предпринимаем до тех пор, пока подлянка не касается лично нас. Пока нас конкретно не заденет за живое. И последнее время показывает, что за живое задевает все большее и большее количество людей. Мы народ терпеливый. Многовековой опыт свидетельствует, что над нами можно долго глумиться. Мы будем покорны и безразличны годами, десятилетиями. Но когда нашему терпению приходит конец — вот тогда держись!

Власти расписали свою благополучную жизнь минимум на 12 лет вперед. Теперь я уверен, что у них нет в запасе этого времени. 12 лет так продолжаться не сможет. Советская власть продержалась так долго, потому что была не в пример более жестокой, а главное — народ жил в информационном вакууме.

Я уверен, что нарушений на этих выборах было не больше, чем всегда. Но внимание к ним было выше на три порядка. Кто бы раньше узнал про этих чиновников, которые на заседаниях открыто агитируют за «ЕР»? Кто бы прежде обнародовал на всю страну плакаты и агитки, нарушающие закон? Кто бы прежде вывешивал в Сеть конкретные примеры «карусели», вбросов, кадры с членами избиркомов, втихаря заполняющими бюллетени за власть?

Мы живем в глобальном информационном мире, где все труднее что-то скрыть, где все сложнее пудрить мозги. Законсервировать на 12 лет (минимум) нынешнюю ситуацию не получится. Именно потому, что все больше народу будет узнавать правду и все большее число людей это будет задевать за живое.

Митинг моему товарищу, кстати, не понравился. Он, правда, ушел вместе с основной массой, еще до задержаний, а это могло наложить существенный отпечаток на его восприятие. Но то, что было до того, ему не понравилось. Потому что ораторы хорошо и громко отвечали на вопрос «Кто виноват?». А вот на вопрос «Что делать?» ответа не было. Между тем все вот эти митинговые дебютанты пришли в том числе и чтобы увидеть какое-то направление. Хорошо, мы недовольны, но какие идеи в связи с этим? Вот что сейчас конкретно нам надо делать? Беда оппозиции, что она пока не в состоянии сформулировать свою программу. Людей объединяет ненависть к общему врагу, но это временный фактор. А вот как объединить интересы всех порядочных людей и направить их энергию в общее русло?

Есть, конечно, еще один сложный момент. 7 тыс. в центре Москвы, которые считаются чуть ли не рекордом, — это на самом деле капля в море. Десятки миллионов граждан живут как жвачные животные и все равно голосуют за «ЕР». То есть эти люди если и недовольны чем-то, то их недовольство неосознанное, безыдейное.

Однако революции в самом начале — это отнюдь не многомиллионное движение. Миллионы приходят в движение уже потом, когда понимают, что им это нравится. Вспомним хотя бы события 1991 года. Страна молчала в ожидании, но 30 тыс. человек пришли к Белому дому, и коммунизм пал. Остальные не возражали. Так что достаточно накопить ударные силы на главных направлениях, и при общей усталости от нынешнего ворья все может довольно резко измениться.

Речь не идет о вооруженном восстании. На Украине в свое время обошлось без стрельбы. Просто народ заполнил главную площадь, и сделать с этим уже ничего было нельзя. И задача оппозиции сейчас в том, чтобы внятно сформулировать цели и задачи и доносить как можно больше информации до как можно большего числа людей. За четыре года с прошлых выборов в этом деле есть большой прогресс.

 

Материал подготовили: Антон Орех, Александр Газов