Митинг был заявлен еще до дня голосования и должен был состояться на площади Революции. Однако после объявления предварительных итогов выборов градус общественного настроения так близко подошел к точке кипения, что власти стали искать предлог избежать демонстрации у стен Кремля.
Сперва в ближайшем подземном переходе очень кстати прорвало трубу, и в информационное пространство был вброшен слух, что площадь Революции огородят, как Триумфальную. Потом мэрия решила, что 10 декабря наилучшим образом подходит для открытия на этой площади рождественского фестиваля. Наконец, организаторам предложили сменить место проведения акции — собраться на Болотной площади, которая может вместить большее количество митингующих, чем пространство вокруг скульптурной композиции «бег в мешке».
После долгих препирательств, останавливаться подробно на которых нет смысла, было решено провести митинг на Болотной площади. Тем, кто все же придет на площадь Революции, власти обещали обеспечить безопасный коридор для прохода к месту митинга.
На обеих площадках люди стали собираться задолго до начала акции. Несколько тысяч, возможно, чисто из принципа, пришли на площадь Революции. Примерно в 14.25 они двинулись оттуда к Болотной. Поскольку Красная площадь и ближайшие к Кремлю улицы были блокированы полицией, демонстранты двинулись длинным кружным путем — по Театральному проезду к Лубянке (куда пытались прорваться участники исторического — как это понятно теперь — митинга 5 декабря). Оттуда колонна свернула на Новую и Старую площадь, миновала здание Администрации президента, оцепленное усиленными нарядами ОМОНа и полиции, и вышла к Васильевскому спуску, после чего перешла на остров.
Многие шли с развернутыми флагами, то есть помимо митинга состоялось и вполне полноценное, хотя и формально несанкционированное, шествие. Столичные власти, решив «загнать митинг на Болото», перехитрили сами себя.
Уже после начала митинга подходили все новые и новые люди: приток участников закончился, пожалуй, с окончанием самого мероприятия. Болотная площадь, на которой могут встать от 40 до 50 тыс. человек, вместила не всех. Люди стояли на Мосту Влюбленных и на противоположном берегу Москвы-реки. Трудно подсчитать численность граждан, явившихся сказать «нет» альтернативной арифметике Путина, Суркова и Чурова. Но цифра в 100 тыс. человек представляется вполне реальной.
Стотысячный митинг в Москве начала XXI века — событие из разряда фантастических. Еще более невероятным был «букет» организаций, принявших участие в демонстрации. Над толпой реяли флаги, наверное, всех существующих в России партий и движений — за исключением разве что «Единой России» и прокремлевских молодежных организаций.
На Болотную площадь пришли представители оппозиционных парламентских партий, леваки, либералы, русские националисты — от «старых правых» с имперскими орлами до национал-демократов и молодых автономов. На митинге выступили эсер Геннадий Гудков, лидер «яблочников» Григорий Явлинский, Анастасия Удальцова, жена и соратница арестованного лидера «Левого фронта» Сергей Удальцова, глава «Русского общественного движения» Константин Крылов, руководитель «Федерации автомобилистов России» Сергей Канаев, журналисты Евгения Альбац, Дмитрий Быков и Олег Кашин, писатели Борис Акунин и Сергей Шаргунов. С трибуны зачитали обращения Ильи Яшина и Алексея Навального, отбывающих арест за акцию 5 декабря.
«Спасибо «Единой России»!» — иронически заметил один из ораторов: противодействие бессовестным фальсификаторам объединило всех.
Однако больше всего на митинге было не принадлежащих ни к каким политическим группировкам, вполне аполитичных до недавнего времени граждан. То, что эти люди далеки от политики, понятно было из их разговоров. Фамилии многих ораторов им мало что говорили (то и дело слышались вопросы — «А кто это сейчас выступает?»), равно как и пестрые флаги оппозиционных организаций, большинство из которых они видели впервые.
А вот то, что эти люди вышли на антиправительственный митинг, «Единая Россия» может считать своим «достижением». Слишком очевидны были провалы политики единороссов, которые бесконтрольно правили страной четыре года. И слишком многочисленными и наглыми стали нарушения при подготовке выборов, в ходе голосования и при подведении итогов. Последующие события — разгон демонстраций протеста, сотни арестованных — еще более подогрели общественное негодование.
Поэтому, сколь бы ни были различны взгляды участников субботнего митинга, лозунги «Перевыборы!» и «Россия без Путина!» подхватывали все.
Митинг завершился, как принято говорить, без происшествий. Но не без последствий.
10 декабря стало беспощадно ясно: в России есть гражданское общество — то есть люди, которых волнует судьба страны и которые следят за происходящими событиями. И эти люди, став свидетелями беспредела федерального масштаба, готовы высказать властям свое негодование.
Должно быть, определенные выводы сделают для себя и российские силовики — в первую очередь полиция и прочие формирования, заточенные под борьбу с «внутренним врагом». Когда из года в год «на манеже одни и те же», когда на все митинги выходит один и тот же состав, трудно согласиться, что эти персонажи действительно представляют кого-то, кроме себя любимых. Когда же воочию видишь массы народа, в один голос требующие отставки правительства и назначения новых выборов, — тут поневоле задумаешься.
Властям дали на исправление ошибок две недели. Следующий общегражданский митинг, посвященный парламентским выборам, заявлен на 24 декабря.
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов