Илья Яшин, движение «Солидарность»
Самое важное событие уходящего года произошло в декабре, когда люди наконец проснулись и начали требовать от власти то, что принадлежит им по праву, — свободу выбора, независимые СМИ и так далее. Само по себе это вселяет надежду на то, что наша страна продолжит существование в нынешних границах. Потому как курс, проводимый Владимиром Путиным на протяжении последних 10 лет, — закручивание гаек, предельная централизация власти — создавал огромный риск того, что РФ в какой-то момент развалится на отдельные княжества. Но россияне осознали свое желание быть хозяевами в своей стране и разговаривать с властями не на правах подданных, а на правах граждан.
На акции протеста выходят абсолютно здравые люди, с высшим образованием. Тот самый средний класс, формирования которого так долго ждали. Граждане, не понимающие, почему они могут выбрать провайдер для выхода в Интернет, но не могут выбрать Государственную думу.
Что именно изменится в наступившем году в политической сфере, сказать пока сложно, но одно известно точно: перемены будут большими. Существуют как плохие, так и хорошие сценарии развития ситуации: от превращения России в государство по образцу Белоруссии до современного варианта перестройки.
Мы рассчитываем и будем добиваться того, чтобы в 2012 году в стране наметился переход от тоталитарного режима к демократии. И что важно — переход должен быть бескровным.
Александр Асмолов, психолог, академик Российской академии образования
У Достоевского есть отличное определение: «человек с намеком на мысль». Именно его я хотел бы использовать при психологической характеристике жителей нашей страны. Сегодня существует пока лишь намек на гражданское общество. И этот намек прозвучал особенно вдохновенно на важнейших акциях ушедшего года — митингах 10 и 24 декабря.
Людей, вышедших на площади городов, уже окрестили «декабристами». Нужно понимать, что имя содержит прогноз судьбы. И при всем уважении к декабристам Сенатской площади, хотелось бы верить, что нынешние участники акций протеста не повторят судьбу своих предшественников.
Митинги стали проявлением уникального психологического явления, которое можно назвать «интеллигентной толпой». Мы впервые увидели подобное в российской истории.
Банальное деление людей и элит на силовиков и либералов, коммунистов и фашистов, которое еще встречается в наших СМИ, нужно сдавать в архив. Они уже не отражают реальности. Мы называем старыми именами новые, намного более сложные явления. Так, конечно, проще — дал имя, повесил ярлык и успокоился.
Но сегодня на первое место выходит мотивация отдельных личностей. А нас всегда был дефицит личностей. И в 2011 году он начал восполняться.
Продолжится этот процесс и в 2012 году.
Александр Аузан, экономист, президент Института национального проекта
С 2009 года в России поменялась модель социального контракта. Антикризисные мероприятия были осуществлены через накачку пенсионного фонда и зарплат бюджетникам. В одночасье реализовалась 7 статья Конституции о социальном государстве.
Само по себе это замечательно, но страшно дорого. Германия может позволить себе быть социальным государством, поскольку имеет эффективную экономику. Мы же имеем слабеющую сырьевую систему с размытыми институтами, бегущими капиталами. И при таком положении вещей социальная нагрузка на экономику просто невероятна. Сильнейшее давление уже проявилось в нынешнем году в виде конфликта внутри тандема по поводу вопроса о повышении социальных взносов работодателей за своих сотрудников.
В 2011 году усилилось бегство капитала. Причем идет этот процесс в двух направлениях: крупный капитал бежит на Запад, а малый — на Восток. Будущее РФ в социально-экономическом отношении сегодня крайне туманно. Очень многие просто не верят в то, что власть реализует данные ею гарантии.
Здесь кроется причина возникшего в обществе и в бизнесе напряжения. Это стало причиной того, что активные, хорошо зарабатывающие люди, не хотящие покидать Россию, вышли на площади в декабре. Но ситуация просто «выдавливает» их из страны.
Курс, взятый руководством РФ, может быть удержан в условиях крайне благоприятной мировой экономической конъюнктуры, при высоких ценах на углеводороды. Однако я убежден, что в 2012 году и на протяжении ближайших нескольких лет эта конъюнктура будет плохой. Структурные причины мирового кризиса, начавшегося в 2008 году, не устранены. Эта работа даже не начиналась. При всем моем оптимизме считаю, что нас ждет очень непростое десятилетие.
Следовательно, мировые цены на углеводороды, за счет продажи которых мы сегодня и живем, будут оставаться на низком уровне. Конечно, в случае каких-то экстраординарных ситуаций стоимость барреля способна подскочить до 200 долларов. Если начнутся какие-то военные действия против того же Ирана. Но потом цена опять упадет — к примеру, до 40 долларов. В таких условиях Россия уже не сможет «банковать» так, как делала это в «нулевые» годы.
Возможности внутренней модернизации государства в 2012 году, перспективы улучшения его институтов — все будет зависеть от того, как решатся политические вопросы в ближайшие месяцы, включая президентские выборы, формирование правительства и так далее. В ситуации, когда нет сильной самоработающей экономики, все упирается в политику. Мы же сейчас еще более сырьевая страна, чем в 2007 году, до начала мирового кризиса.
Алексей Корниенко, депутат Государственной думы
Мартовские выборы в местные органы власти, прошедшие в ряде регионов, показали, что «Единая Россия» потеряла доверие граждан. Кое-где ее показатель был около 30 процентов — например, в Кирове, Нижнем Новгороде.
Еще одно важное событие уходящего года произошло в сентябре, когда члены правящего тандема заявили о намерении совершить рокировку. Тогда Владимир Путин отметил, что решение об этом было принято еще четыре года назад. Случившееся поразило россиян. С этого и начался гражданский подъем населения России.
Настроения людей отразились на голосовании 4 декабря, когда страна избирала депутатов Госдумы. «ЕР» не преодолела 50-процентный барьер. Многие наблюдатели говорят сегодня о массовых нарушениях в ходе подсчета голосов, в результате которого партии власти приписали от 15 до 20 процентов в различных регионах.
Ушедший год запомнился и трагическими событиями в сфере общественной безопасности. Первым таким событием стал взрыв в аэропорту Домодедово. До сих пор неизвестно, кто был заказчиком теракта. Виновные не найдены и не осуждены.
Летом затонула «Булгария». Погибло много женщин и детей. Ответственность же за случившееся понесли, что называется, «стрелочники», занимавшие в Министерстве транспорта невысокие посты. Немало было и авиакатастроф.
Полагаю, что наступивший год будет еще более активным с точки зрения проявления гражданами своей позиции по важнейшим государственным вопросам и событиям. Те задачи, которые ставят перед собой Владимир Путин и единороссы, не будут выполнены.
Многие экономисты предрекают нам углубление кризиса. России будет крайне тяжело удержаться на ногах. Я долгое время курировал Дальний Восток и могу сказать, что из-за многолетней неправильной политики властей мы теряем наши дальние регионы. Так что экономические трудности будут бить по территориальной целостности РФ.
Андрей Пионтковский, политолог
Безусловно, важнейшим итогом года является титанический сдвиг в отношении общества к власти, начавшийся 24 сентября. Повлияло не само заявление членов тандема о рокировке, решение о которой было якобы выработано еще четыре года назад. Изменение отношения граждан к руководству страны уже назревало. Но произошедшее в сентябре стало спусковым крючком данного процесса, обнажив весь цинизм ситуации.
Процесс ускорился после выборов в Госдуму. Нарушений было много, но применялись они не впервые. Но на этот раз ситуация отличалась от аналогичной образца 2007 года.
Акции 10 и 24 декабря можно назвать мирной революцией. В само понятие «революция» не нужно вкладывать какого-то негативного значения. Подразумевать под ним стоит просто изменения к политической и экономической системе России во главе с «национальным лидером», обрекающим страну на вырождение.
И весь 2012 год пройдет под знаменем конвертации уже случившейся революции в сознании людей в легально-формальную со смещением одиозных фигур, стоящих во главе государства, изменением государственных институтов и так далее. Не факт, что все это произойдет за год. Все зависит от организации общества, сопротивления. Но Путин не пробудет на своем посту весь президентский срок, если его изберут 4 марта.
Сейчас многие призывают режим к капитуляции, но не нужно просто призывать к этому. Нужно своими действиями, выражением личной позиции делать эту капитуляцию неизбежной.
Выборы в начале весны станут ключевым этапом этой борьбы. Необходимо выйти на акции под лозунгами: «Ни одного голоса за супервора и супержулика». Такие действия сами по себе обеспечат по крайней мере второй тур. Если же митинги, демонстрации будут частыми и массовыми, то Путин вообще может «пролететь» мимо кресла.
Все понимают, что на президентские выборы не допущены многие реальные кандидаты, но обижаться не стоит. А стоит использовать эту площадку, играть по их правилам и даже в таких условиях попытаться обыграть власть.
Материал подготовили: Сергей Шурлов, Александр Газов