Последний раз полноценный призыв в республике проводился более 20 лет назад — в далеком 1991 году, а прекратился он полностью из-за первой чеченской войны. Только в 2000 году, в разгар второй чеченской кампании, в подмосковную часть Минобороны попали около двух десятков ребят из Чечни. Но долго задержаться им там не удалось из-за конфликта с сослуживцами, и они вернулись домой.
Спустя семь лет власти снова попытались начать проводить призыв в Чечне, но тогда достаточно было только объявить об этих планах, чтобы в Грозном люди вышли на акции протеста. В результате до сих пор чеченские парни не отдают долг Родине. За исключением небольшого количества призывников, которые несколько лет назад прошли службу в местных батальонах внутренних войск «Север» и «Юг».
Однако в последнее время такие «льготы» по отношению к чеченцам вызывают недовольство у их ровесников из других регионов страны. В частности, весной прошлого года активно обсуждалась информация о том, что по итогам весеннего призыва-2011 ни один из 7 тысяч прошедших медкомиссию молодых людей из республики служить так и не пошел.
Тогда глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров назвал высказывания представителя Генштаба о том, что не были призваны ребята из Чечни, «провокационными», продиктованными желанием «разыграть чеченскую карту». По его словам, как только республика получит разнарядку, так сразу чеченские юноши пойдут служить.
В сентябре замначальника Генштаба генерал-полковник Василий Смирнов заверил журналистов, что призывные комиссии будут работать в Чеченской Республике осенью 2011 года.
Но сегодня в ходе пресс-конференции он вновь заявил о том, что в этот осенний призыв не было зарегистрировано ни одного призывника из Чечни. По словам Смирнова, «18-летние на военную службу не призывались, хотя призыв в Чечне шел. Части формировались только контрактниками, в том числе из местных жителей». Но число этих контрактников он называть отказался.
Причину отсутствия призыва в Чеченской Республике Смирнов видит в необходимости наладить учет граждан, а также создать действующие медкомиссии.
Эксперт Института политического и военного анализа Александр Храмчихин считает, что учет граждан в регионе можно организовать чрезвычайно быстро. «Но сейчас вся территория Чечни контролируется органами местной власти. Это осознанная политика, которая абсолютно безобразна», — полагает он.
По его мнению, эта политика спровоцирована нежеланием, во-первых, создавать конфликты внутри самих вооруженных сил, а также готовить потенциальных боевиков. «Руководство армии и государства расписывается в том, что неспособно дать стране какую-то объединяющую идеологию и не уверено в собственных гражданах», — считает эксперт.
Храмчихин напоминает про схожую ситуацию в Дагестане, где призыв, по его мнению, хотя и не нулевой, но все равно гораздо меньший, чем есть в республике призывников.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов