В начале февраля случился очередной шпионский скандал — взломали и обнародовали почту Василия Якеменко, «смотрящего» за молодежью.
В почтовом ящике чиновника отчеты о проделанной работе с просьбами об оплате патриотического труда (даже самый медийный дизайнер Шаповалова просит оказать ей «небескорыстную» помощь), планирование провокаций на оппозиционных мероприятиях (с личными данными исполнителей), а также «черная» и «серая» бухгалтерия: финансирование организации и личные расчеты господина Якеменко. Выясняется, например, что этот борец с «зажравшимися прозападными мажорами» сам ведет весьма буржуазный образ жизни — к примеру, присматривает себе квартирку за миллион вражеских баксов.
Все тайное, что стало явным, быстро разошлось по блогам, а оттуда — по сетевым и офлайновым СМИ. Защитники стабильности, разумеется, кинулись на защиту своего работодателя. Мол, оппозиция, как всегда, все придумала, это фотошоп, а обнародование личных данных — это уголовное преступление. Ну а официальные структуры, завязанные на Василии Якеменко, — Росмолодежь, движение «Наши» и прочие — заняли единственно возможную позицию: завернулись, подобно Цезарю, в тогу молчания и на все вопросы отвечали вражеским No comments.
Российской политике не хватает собственно политической составляющей: дискуссий, споров, сопоставления программ и реальных достижений. Гораздо более действенной стратегией является война компроматов, добытых далеким от законности путем.
За комментариями по этому вопросу «Особая буква» обратилась к Денису Билунову, члену политсовета движения «Солидарность», и к Захару Прилепину — участнику двух чеченских войн и популярному писателю.
По мнению Дениса Билунова, личное пространство, к которому относится электронная почта, должно быть неприкосновенно. Безотносительно личности Якеменко он не одобряет подобные методы политической борьбы.
А по поводу своеобразной бухгалтерии главы Росмолодежи и его подопечных, ставшей всеобщим достоянием благодаря взломщикам, Билунов высказался так:
«Формальные основания для аудиторской проверки Росмолодежи существуют годами. Всякому здравомыслящему человеку ясно, что марши 70 тыс. Дедов Морозов, операции «Связной президента», где раздают бесплатно десятки тысяч сотовых, я уже не говорю про фестивали «Селигер», — все это включает более-менее серьезные злоупотребления. Но для того чтобы это выяснить, необязательно вскрывать личную почту Якеменко. Достаточно, чтобы его допросили компетентные органы, что при нынешней власти, разумеется, вряд ли состоится».
Однако Захар Прилепин придерживается иной точки зрения. По его мнению, в подобных случаях цель оправдывает средства:
«Прослушки и взломы стали традицией, только эту традицию придумали не мы. У меня спецслужбы вскрывали ящик еще пять лет назад, пытались как-то шантажировать меня, звонили жене. Я противник щепетильного соблюдения законов в беззаконном государстве. Власть считает, что соблюдать закон должна только оппозиция. Мол, то, что вскрыли ящик Василия Якеменко, — это страшное преступление, а то, что на выборах вбрасывается хренова туча бюллетеней, — это нормально. Они привыкли к тотальной безнаказанности, и их надо изредка ставить на место. Это Интернет, деточки. Тут могут и взломать».
«Я считаю, что надо любыми способами доносить правду о противоборствующей стороне, — убежден писатель. — Вот мы, люди, участвующие в политике, знаем, кто есть кто. А миллионы тех, кто смотрят телевизор, думают, что есть оппозиция, которая «шакалит у иностранных посольств», и прекрасные чистые люди, патриоты — власть и те, кто ее обслуживает. А на самом деле подлость господина Якеменко превосходит все мыслимые пределы. Теперь это знают все».
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов