Зрители телеканала «Россия-1» в период предвыборной кампании с 4 февраля по 4 марта не увидят ток-шоу «Специальный корреспондент» и программу «Исторический процесс», а «Поединок» в это время будет выходить только в режиме дебатов и только в последнюю неделю до выборов.
Такие новшества на телеканале объясняют попыткой избежать обвинений в ангажированности и поддержке того или иного кандидата, а также намерением «пройти агитационный период чисто и корректно».
«Перечисленные программы — это остросоциальные передачи, в ходе которых могут возникнуть ситуации, которые могут быть истолкованы как поддержка телеканалом того или иного кандидата», — объяснил представитель ВГТРК Дмитрий Киселев.
По его словам, некоторые люди могут «злоупотреблять предоставляемыми им площадками», а в результате телеканал начинают обвинять в ангажированности. Подобные «ложные интерпретации», делающиеся СМИ, Киселев назвал «политически некорректными». Тем не менее риск получить такие обвинения существует.
При этом, по словам Киселева, ВГТРК не будет совсем игнорировать происходящие в стране политические события — канал будет освещать митинги, в том числе протестные, и даже вести подсчет, сколько эфирного времени получил тот или иной кандидат.
Однако политологи и представители СМИ считают такое решение ВГТРК политическим, основанным на желании избежать критики действующей власти с экранов телевизоров.
Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Павел Салин напоминает, что власть учла итоги прошлой избирательной кампании, когда она работала исключительно на достижение нужного ей результата, не заботясь об общей репутации выборов, что в итоге ударило по их легитимности.
«Сейчас власть делает ставку не столько на получение необходимого результата, сколько на легитимизацию итогов голосования. Ставка на более мягкое проведение предвыборной кампании, когда представители оппозиции оказываются на телеэкранах, тоже играет против власти, поскольку представители оппозиции критикуют именно «чистоту» выборов. Власть сейчас решила, что проще отрезать все сомнительные передачи, чтобы там не звучали некомфортные для нее предположения и заявления», — считает он.
При этом политолог считает, что существует два типа оппозиции: официальная и та, которую нельзя выпускать на телеканалы. Последняя представлена не политиками, а людьми, которые позиционируются как общественные деятели. «Официальная оппозиция выучилась играть по правилам, и то, что она говорит, — вегетарианское блюдо, оно не бьет по легитимности руководства страны. Поэтому их выпускают на телеэкраны. А тех, кто выдает достаточно острое блюдо, перестанут показывать по формальному предлогу: мол, у нас не будут выпускаться общественно-политические программы вообще.
Главный редактор интернет-портала «Форум.msk» Анатолий Баранов полагает, что сокращение злободневных популярных программ на государственных каналах облегчит жизнь альтернативным СМИ, в том числе осуществляющим телевизионное вещание в Сети.
«Отсутствие информации, интересных программ на ТВ спровоцирует людей больше обращаться к каким-то другим источникам. Поэтому я только приветствую решение ВГТРК, которая таким образом решила истолковать закон «О выборах», ограничивающий агитацию», — говорит он.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов