Если со многими тезисами, озвученными в предыдущих статьях премьера, можно было спорить, то на этот раз обсуждать почти нечего. По одной простой причине: продекларированные цели — утопия.
Путин описал идеальное будущее идеальной страны, живущей в отрыве от всех мировых процессов и тенденций. Наверное, такими и должны быть обещания кандидата в президенты — ведь любой претендент на главную должность и должен мечтать построить «город-солнце». И не важно, получится или нет.
Правда, есть в статье и странные заявления. Например, о здравоохранении и образовании. На прошлой неделе Владимиру Путину пришлось заступаться за авторов реформ в этих областях — Андрея Фурсенко и Татьяну Голикову, двух самых критикуемых министров его правительства. Тогда премьер дал понять, что менять их не планирует. Соответственно, именно они в дальнейшем и будут руководить этими отраслями, если так можно сказать.
Потому что российское образование находится даже не в стагнации, а в быстром загнивании. В статье Путин много о нем пишет. Он полагает, что заметно улучшить качество образования, как и здравоохранения, не удается из-за недостаточной оплаты труда преподавателей и медицинских работников. И, соответственно, предлагает ее значительно увеличить. В этом, конечно, есть доля истины, но ростом зарплат картину уже, увы, не исправишь. Делать это нужно было лет пять-десять назад.
Декларировать в преддверии выборов можно все что угодно. Но результат любых реформ зависит только от тех, кто воплощает их в жизнь. Можно предположить, что премьер Владимир Путин действительно хочет того, о чем пишет. Но человек Владимир Путин при этом не хочет «сдавать своих». И именно это правило мешает осуществлению многим его обещаниям. Это отнюдь не голословное заявление, ибо практика — критерий истины, а уж попрактиковались и Фурсенко, и Голикова вдоволь.
В статье Владимира Владимировича есть еще одна важная деталь — им обозначены конкретные даты. Путин пишет, что необходимо «воссоздать рабочую аристократию», которая к 2020 году должна насчитывать около 10 млн человек. А проблему доступности жилья он рассчитывает снять полностью к 2030 году.
Старшее поколение нечто подобное уже слышало: «Каждой советской семье к 2000 году — отдельную квартиру»… В таких случаях обычно называются даты, до которых мало кто доживает, а если и доживет, то уж точно не помнит.
И, наконец, кандидат в президенты ничего не говорит о том, за счет каких ресурсов социальная сфера будет развиваться. Откуда, кроме продажи нефти и других полезных ископаемых, правительство возьмет деньги на все эти прекрасные новшества? Хотя, возможно, об этом мы узнаем из следующего опуса.
Но, скорее всего, опубликованная социальная программа пойдет туда же, куда отправились и знаменитый «план Путина», который никто в глаза не видел, и множество других его опусов.
Комментирует Николай Коломийцев, депутат Государственной думы
Иллюзий по поводу различных статей, публикуемых руководством страны, я не питаю. Подписать их легко, написать несколько сложнее. И совсем трудно выполнить обещанное. Россиянам я предлагаю следовать совету профессора Преображенского из знаменитого произведения Михаила Булгакова и прессу не читать.
Премьер-министр говорит одно, а его сторонники в парламенте делают другое. Так, в принятом «Единой Россией» еще в Госдуме прошлого созыва бюджете страны на ближайшие три года наблюдается не увеличение расходов на социальные нужды — образование, здравоохранение, культуру, о чем и говорит кандидат в президенты, — а, наоборот, их снижение. Несовпадение обещаний и реальных дел налицо.
Интересно, что и выделяемые средства чиновники — подчиненные премьера — не осваивают. К примеру, не потраченными остались деньги, выделенные на повышение безопасности граждан. Пароходы тонут, самолеты падают. Ответственные лица пишут проектировки, чтобы такого больше не происходило, им направляют средства. И к концу декабря оказывается, что ничего по проектировкам не сделано. А освоено лишь 10 процентов средств. По этому поводу власть не интересуется у подчиненных, почему результат нулевой.
Так не только в сфере безопасности — так везде. И в социальной сфере тоже. Вот и получается, что сами работать не могут или не хотят, а нам не дают.
Говоря о планах решить квартирный вопрос россиян к 2030 году, Владимир Путин, видимо, намекает на свое намерение остаться во главе государства еще почти на 20 лет. Прошедших же 12 ему не хватило для того, чтобы хотя бы приступить к делу основательно.
По поводу данного обещания хочется сказать словами классика: «Жаль только — жить в эту пору прекрасную уж не придется — ни мне, ни тебе». Человеку, проруководившему страной столь долгий срок, нужно не статьи с обещаниями писать, а отчитываться за сделанное.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов