Народный протест в Греции и России: общее и особенное

Родина демократии и родина «суверенной демократии»

Родина демократии и родина «суверенной демократии»
Для маленькой Греции массовые демонстрации и уличные беспорядки — это «рабочий момент». А вот большой, богатой и сильной РФ политическое пробуждение масс грозит неминуемой катастрофой — об этом не устают твердить солидные господа с высоких трибун.
13 февраля 2012
В ночь с воскресенья на понедельник в Греции произошли очередные массовые беспорядки. В Афинах бунтовщики подожгли более 40 зданий, в том числе правительственные. Полностью сгорел кинотеатр «Аттикон», располагающийся в здании, выстроенном в 1870 году в неоклассическом стиле. Во время беспорядков были разграблены десятки магазинов, грабители разбили банкомат Банка Пирея. Для разгона бунтовщиков полиция применила слезоточивый газ, клубы которого, мешаясь с дымом, поднимались над греческой столицей. Только из-за химических ожогов дыхательных путей были госпитализированы несколько десятков человек.

Беспорядки произошли также Салониках, Волосе, Агринио, на Крите и на острове Корфу.

Поводом для массовых выступлений стало голосование парламента по мерам экономии, предписанным Элладе Международным валютным фондом и Европейским Центробанком. В обмен на финансовую помощь и списание части госдолга руководство этой страны обязуется сократить государственные расходы на 3,3 млрд евро и уволить часть госслужащих, а оставшимся — урезать зарплаты.

Эксцессы, подобные событиям минувшей ночи, для Греции не редкость. Те, кто следит за политическими новостями, знают, что на родине демократии уличная политика осуществляется в весьма жестких формах. На каждое движение руководства, противоречащее интересам масс, народ отвечает многотысячными демонстрациями, забастовками и беспорядками.

При этом страна не разваливается, экономика не рушится, и после очередных беспорядков не вводится военное положение и не начинаются массовые репрессии. Напротив: власти в меру необходимости прислушиваются к голосу улицы.

Так, осенью прошлого года премьер-министр Георгиос Папандреу, на которого давили европейские финансисты, греческая «улица» и правительственные чиновники, предложил провести референдум о целесообразности жесткой экономии в обмен на предоставление экономической помощи. А когда эта идея не получила поддержки у правительства, он ушел в отставку.

Трудно вообразить нечто подобное в России, особенно в исполнении нынешнего премьер-министра. Напротив, несчастных россиян перманентно пугают крахом экономики и развалом страны в случае ухода от власти нынешней элиты. А ведь уровень политической активности наших сограждан не идет ни в какое сравнение с буйством греков. И наши радикалы не в пример более смирные по сравнению с греческими.

Налицо противоречие. Для маленькой Греции массовые демонстрации, общенациональные забастовки, уличные беспорядки и кризисы правительства — это «рабочий момент». А вот большой, богатой и сильной России политическое пробуждение масс грозит неминуемой катастрофой — об этом не устают твердить солидные господа с высоких трибун.

За разъяснениями по данному вопросу мы обратились к лидеру партии «Яблоко» Сергею Митрохину.

«Сложно сравнивать ситуации в Греции и в России. В Греции имеется мощный средний класс, который контролирует положение в стране. Там на митинги выходят в основном бюджетники, зависимые от государства. А средний класс — это сила, на которую опираются парламент и правительство. Поэтому все эти беспорядки и взрывы недовольства неспособны увести страну на другой путь развития. Хотя теоретически возможно все что угодно, но в целом стабильность политической системы Греции на порядок выше, чем в России», — полагает лидер «яблочников».

В России же ситуация принципиально иная. «В нашей стране нет мощного среднего класса, мы видим только его ростки в самых крупных городах, — отмечает Митрохин. — Это ростки, которые начинают требовать своего. Но они пока не имеют массовой поддержки по стране. В России процент населения, который зависит от государства, больше, чем в Греции. А существующая политическая система завязана на Путина, он и является гарантом ее сохранения. Поэтому заявления элиты, что ее уход может дестабилизировать ситуацию, оправданы».

Но железобетонная стабильность несет в себе семена распада, ведь действующая политическая система не способна обеспечить благосостояние населения страны. Она не способна вырастить мощный средний класс, равно как и не способна повысить благосостояние патерналистских слоев, считает наш собеседник.

«Эта система запрограммирована на социальный взрыв. Но этот взрыв носит отложенный характер. Он произойдет не через два года, а через пять-шесть лет. То есть когда представители элиты говорят, что волнения могут привести к дестабилизации, — они правы. Но власть сама провоцирует эту дестабилизацию своей политикой», — подчеркивает он.

Взрыв, считает эксперт, могут спровоцировать банальные вещи — например, падение цен на нефть, рост дефицита бюджета. Более того: мы наблюдаем, что даже сейчас, при сохранении благоприятной конъюнктуры, в народе растет раздражение, усталость от несменяемой власти.

По мнению Сергея Митрохина, растущая гражданская политическая активность способна предотвратить взрывную дестабилизацию.

«Если удастся мирным путем добиться смены политического режима, тогда возникнет шанс, что такой дестабилизации не будет. В самих митингах никакой угрозы дестабилизации нет. Они проходят абсолютно цивилизованно — без погромов, без насилия. Вектор, который они задают, — перемены без потрясений. А власть задает иной вектор — стабильность ценой потрясений в будущем».

 

Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов