Сергей Собянин реанимировал проект прокладки метро через Битцевский парк

Антон ОРЕХ,

обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», специально для «Особой буквы»

Химкинские лесорубы идут в Битцевский парк

Химкинские лесорубы идут в Битцевский парк
Одного Химкинского леса нам было недостаточно? Теперь будет Битцевский парк? Там все-таки решили строить метро…
17 февраля 2012
У меня давно уже созрела эта мысль: мы — оккупанты. Ну потому что не могут в своей стране люди вести себя подобным образом. Гадить там, где живут, разрушать памятники, уничтожать историю, насиловать природу. Конечно, во многих случаях за этим не стоит ничего, кроме денег. Но часто бывает и так, что всем просто наплевать — и начальству наплевать больше всех.

Москва — город, в котором невозможно жить! Мы задыхаемся здесь от грязи, гари, реагентов. Мы окружены уродливыми бетонно-стеклянными коробками. Есть районы, где вообще нет ни деревца. А парков, где можно подышать воздухом, погулять с детьми, поиграть, побегать, — практически не осталось.

Битцевский парк — одно из лучших мест в Москве. Где кроме углекислого газа ты еще вдыхаешь и просто воздух. Одно из немногих мест, где дети гуляют и занимаются спортом. То, что в свое время строительство здесь метро удалось остановить, было большим общественным достижением.

Но теперь Собянин расконсервировал проект. И стройка начнется, как я понимаю, в ближайшем будущем. Несмотря на протесты жителей. Несмотря на возражения Гринпис и Фонда дикой природы.

И несмотря на то, кстати, что официальная экологическая экспертиза (причем не одна!) дала отрицательное заключение по проекту. В таком случае строительство метро в этом месте напрямую противозаконно!

Ну и что нам в этом случае подозревать — очередное воровство? Миллиардные контракты, которые уже были кому-то обещаны и которые нельзя аннулировать? Или простое наплевательство оккупантов на оккупированную ими территорию?

Ответственные за строительство успокаивают нас стандартными формулами: мол, метро будет не глубоко, большого объема работ не предвидится, все, что придется выкорчевать по ходу строительства, будет восстановлено полностью и даже сверх того, что наземных сооружений окажется самый необходимый минимум, а наиболее ценные уголки парка вообще никак не будут задействованы в этом процессе.

Хотелось бы поверить, тем более что вещи звучат разумно. Но дело в том, что до сих пор вся практика таких строек говорила об обратном!

Вот у меня недалеко от дома, буквально под окном, строили новую станцию метро. Она здесь нужна, это правда. И спасибо, что построили. Но я мог ежедневно наблюдать за тем, как это делается. Здесь залегание было неглубоким — и перерыли все вокруг! На поверхности раньше был… пустырь не пустырь, но скорее бесхозный участок земли, на котором росли деревья, кустарники. Когда начали строить, деревья аккуратно обнесли деревянными защитными конструкциями. На заборе вокруг стройки не менее аккуратно написали, сколько деревьев и кустарников было спилено, сколько пересажено и сколько потом вернут на место и высадят заново.

И что же? Через какое-то время все эти деревца, окруженные заборчиками, благополучно выкорчевали. Стройка закончилась, станцию открыли, вокруг голое пространство. Нету ни кустов, ни деревьев. У нас под окнами, конечно, не Битцевский заповедный парк, и уничтожили не тысячи насаждений. Но важен факт: было обещано, написано черным по белому — а в итоге стопроцентный обман.

Вот кто даст нам гарантию, что в Битце будет иначе? Да там вон сколько деревьев, подумаешь, спилили пару сотен или тройку — вот что нам скажут! А дело в том, что никто не несет за это личной, персональной ответственности. Никто потом не выйдет перед народом с розданными когда-то обещаниями и не отчитается по пунктам. А если соврал — не сложит полномочия и тем более не сядет в тюрьму. Строительство метро — это не сарай построить. Это сложное, затратное, грязное в прямом смысле масштабное дело. Невозможно провернуть это безболезненно в таком месте, как Битцевский парк.

Да и стараться никто не станет — это же очевидно! Если экологов рассматривают как врагов, если местное население — это назойливые мухи, если контроля никакого, кроме начальственного, — для чего стараться-то?

Кроме того, метро — это же не просто вестибюль. Вокруг метро тут же возникает инфраструктура. Автобусы и маршрутки, палатки и торговые центры. Это как раз логично, это правильно. Так и должно быть. Но заповедный парк для этого не предназначен!

Я не знаю, чем дело закончится, хотя могу предположить, что если такой скандальный проект, как трасса через Химкинский лес, был продавлен, Битцу тем более продавят.

А закончу тем, с чего начал. Мы как оккупанты. И проблема той же Москвы состоит еще и в том, что ею управляют не москвичи. Хотя Лужков тоже, конечно, не был образцом любви к родному городу, но для приезжих, чужих наш город не более чем место работы. Которое они видят из окна автомобиля с мигалкой.

Гулял ли Собянин когда-нибудь в Битце? Просто так, не по работе, не с проверкой, не в рамках совещания, а как обычный человек в выходной день? Вряд ли. Ну вот вам и объяснение происходящему. По крайней мере одно из объяснений.

 

Материал подготовили: Антон Орех, Александр Газов