По мнению Константина Ромодановского, бумажный внутренний паспорт значение утратил: документ, удостоверяющий личность, внутри России, конечно, необходим, но не паспорт. Пока окончательного решения по этому вопросу еще нет.
Безусловно, идеальным вариантом для россиян была бы электронная карта, совмещающая в себе несколько различных документов — паспорт, полис ОМС, свидетельство пенсионного страхования, социальную карту и проездной документ. Однако появлению этой удобной замены кучи бумажек мешают несколько факторов, главным из которых является столь любимая нынешним президентом Медведевым модернизация, а точнее, отсутствие оной.
Получение пластиковых карт — например, полиса ОМС, особенно в провинции, требует времени и бумажных справок никак не меньше, чем при получении паспорта. Это в Москве аппараты для фотографий на удостоверения стоят на каждом углу — в регионах нужно побегать, чтобы их найти. Тоже можно сказать и о ламинировании, и о нерасторопности не привыкших к оборудованию работников.
Есть еще и психологический момент: россияне старше 70 лет абсолютно не доверяют пластику, предпочитая привычную бумагу, поэтому они ходят одновременно и с электронными картами, и с бумажными копиями полисов.
А теперь представьте, как будет выглядеть этот обмен с учетом указанного фактора. В крупных городах замена паспортов произойдет относительно быстро. Хотя тот, кто менял в Москве водительские права, знает, что даже для такой, казалось бы, простой процедуры нужно потратить целый рабочий день. А что будет в регионах, особенно в глухих деревнях? Людям придется ехать в районные центры? За чей счет?
То есть должно быть объявлено что-то вроде «переходного периода», когда действовать будут и прежние документы, и новые. Так, скорее всего, власти и поступят. Но это время не должно ограничиваться даже годом — по-хорошему, потребуется несколько лет.
Необходимо также предусмотреть и укороченную процедуру возмещения утерянной карточки. А то ведь, зная наших бюрократов, можно точно сказать, что в случае ее пропажи с вас потребуют все бумажные документы: от свидетельства о рождении до прав. Чтобы этого избежать, при выдаче электронной карты должен быть создан электронный архив с общей по всей стране базой данных. В противном случае, потеряв чипованную карту, гражданин рискует утратить и все свои права, вплоть до возможности ездить в транспорте.
И, конечно, возникает вечный вопрос прописки. Ее в карте не будет? Или карту придется менять, если ты меняешь место жительства?
Все эти вопросы наводят на простую мысль: предложение Ромодановского само по себе отлично, но должно быть четко продумано, вплоть до мелочей. Хорошо бы и апробировать пластиковый документ в пилотном режиме, причем не в столичных городах, а в какой-нибудь захолустной области, чтобы эксперимент получился честным.
В разных странах мира вопрос удостоверения личности решается совершенно по-разному. Так, в Израиле в удостоверение личности обязательно вносятся следующие сведения о его владельце: имя, фамилия (а также все ранее имевшиеся имена), имена родителей, место и дата рождения, имена детей до 18 лет, дата их рождения, пол, адрес, национальность, вероисповедание, номер удостоверения личности супруга, номера удостоверений личностей детей до 18 лет, личный армейский номер.
По закону, все израильтяне обязаны постоянно иметь при себе удостоверение личности и предъявить его по первому требованию полицейских и армейских чинов, а также представителей муниципальных органов. Израильское удостоверение личности является документом исключительно внутреннего пользования. Вывозить его за границу запрещается. Самым главным атрибутом удостоверения личности является его номер, который присваивается каждому владельцу один раз на всю жизнь, начиная с рождения ребенка.
В Великобритании в настоящее время не существует единого документа, удостоверяющего личность жителя. Как правило, для финансовых и юридических операций используются водительские удостоверения, кредитные карточки и информация о банковских счетах. Иметь какие-либо удостоверения при себе британцам не обязательно, и даже водительские права можно представить полиции в течение семи дней с момента соответствующего требования. Более того, квитанция оплаты за газ или за электричество вполне заменяет удостоверение. Для того чтобы открыть счет в банке, достаточно предъявить любой документ, где есть имя и фотография. Даже пропуск на работу, если на нем есть фото владельца, является вполне солидным подтверждающим документом.
В Германии нет единой карты, на которой были бы зафиксированы все данные о ее владельце и с помощью которой можно было бы получить самые разнообразные услуги, включая их оплату. У каждого немца есть куча отдельных карточек с микрочипом: одна для страховки, другая банковская, третья кредитная, библиотечная, железнодорожная — для пассажиров, желающих путешествовать первым классом со скидкой. В ФРГ одно время пользовались большой популярностью модели кошельков с огромным количеством отделений для пластиковых карт. Но оказалось, что это облегчило жизнь воришек: крупные кошельки намного легче вытащить из оттопыренного кармана.
Во Франции пару лет назад в рамках программы электронного правительства разрабатывался вариант единого удостоверения личности — ИНЕС (национальное удостоверение личности с повышенной степенью защиты). Планировалось, что оно будет многофункциональным и будет содержать информацию разных видов. Помимо имени, даты и места рождения, образца подписи, фото в него должны были быть внесены отпечатки пальцев, личный криптоключ владельца для цифровой подписи документов и определенное количество памяти на электронном чипе для хранения самой разнообразной информации. Но против резко высказались многочисленные организации правозащитников и юристов, которые назвали его «тоталитарным и в высшей степени вредным», в результате чего идея приказала долго жить.
Комментирует Александр Михайлов, политолог
Введение пластикового удостоверения личности является крайне спорным решением. Отмечу, что подобная инициатива уже была отвергнута в ряде стран Европы. В том числе и в Великобритании. Там главным аргументом, озвученным общественными организациями, было положение о том, что данная пластиковая карта несовершенна и с нее при желании всегда можно «списать» данные владельца. А значит, нарушаются главнейшие права человека.
Данный тезис можно применить и к России. Отечественные электронные средства хранения информации оставляют желать лучшего. Базы данных того или иного ведомства появляются в открытом доступе регулярно.
Опасения в связи с введением данной карты связаны в том числе и с так называемой теорией заговора. Многие боятся, что введение карт станет лишь этапом к чипизации, когда каждому гражданину страны еще при рождении будет вживляться особое электронное устройство со всеми его данными. Чип очень удобен, когда дело касается жизнедеятельности, оплаты коммуналки, кредита. Но обратной стороной медали в данном случае является полный контроль со стороны государства за человеком. Здесь действует правило: если вы параноик, это еще не значит, что за вами не следят. Пластиковая карта может быть чрезвычайно опасна для каждого отдельного гражданина.
Ну а ситуация, когда гражданина «стирают» одним движением пальца, путем удаления его записи, описана и в голливудских фильмах. Поэтому возможные последствия этого известны каждому.
Противникам данной меры, решение по которой, как говорят чиновники, еще не принято, можно посоветовать выступить против нее в открытую и как можно громче.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов