Один из главных тезисов политических скептиков, а также «охранителей» всех мастей при оценке нынешней протестной активности — это ее якобы «столичность». Офисный планктон, интернет-хомячки, норковые шубы — каких только ярлыков не навешивают на «новых недовольных». Мол, взбесившееся с жиру жалкое московское меньшинство, бесконечно далекое от страны.
На самом же деле эти утверждения лживы. Температура в обществе приближается к точке кипения отнюдь не в одной только Москве. Еще 10 декабря тысячи протестующих вышли на площади российских городов. И вот из провинции пришел еще один сигнал: в городе Лермонтове Ставропольского края граждане, возмущенные нечестным ходом предвыборной кампании, взяли штурмом мэрию. Речь идет, правда, о выборах не президента, а местного горсовета, но состоятся они тоже 4 марта.
Условия для нынешней политической дестабилизации вызревали давно. После того как в прошлом году был распущен Городской совет Лермонтова, были назначены новые, досрочные выборы. Чтобы провести их с минимальными политическими рисками, территориальная избирательная комиссия назначила их на ту же дату, что и выборы президента РФ, — мол, на фоне события общенационального масштаба мелкое жульничество городского уровня будет не столь заметным.
При регистрации кандидатов в депутаты царил настоящий произвол, немыслимый даже в Москве с ее «отмороженными» ТИКами и УИКами. Лермонтовский избирком отказал в регистрации всем депутатам горсовета прошлого созыва. Также по суду были сняты с предвыборной дистанции списки кандидатов от ЛДПР, «Справедливой России», коммунистов.
Доведенные до отчаяния административным произволом горожане все же надеялись на некие судебные перспективы: на 21 февраля было назначено заседание городского суда по вопросу восстановления прав оппозиционных кандидатов. Не то чтобы кто-то всерьез верил, что городской суд встанет на сторону закона и справедливости, но даже в случае неблагоприятного решения оставалось время для подачи кассации в вышестоящие судебные инстанции.
Однако вчера стало известно, что судебное заседание перенесено на 24 февраля, а это значит, что до 4 марта никто ничего оспорить в краевом суде уже не успеет. Это послужило последней каплей. Оппозиционные кандидаты отправились в мэрию и, зайдя в здание, объявили голодовку, требуя у главы избиркома отменить проведение нелегитимных, неконкурентных выборов. Вслед за своими кандидатами в здание мэрии ворвались и поддерживающие их горожане.
Руководство города в панике потребовало от полиции очистить мэрию от протестующих, но глава городской полиции Евгений Васильев отказался выполнять преступные указания и применять к гражданам насилие. Стянутые к зданию мэрии бойцы ОМОН поддержали позицию городской полиции.
Разумеется, происходящее в Лермонтове нельзя рассматривать напрямую в контексте «Болотной — Сахарова», в этом конфликте много региональной специфики: в частности, горожане опасаются соединения Лермонтова с соседним Пятигорском. И тем не менее ясно, что пресловутое гражданское общество просыпается от 12-летней спячки не только в Москве. Люди становятся все смелее.
Материал подготовили: Роман Попков, Александр Газов