Заместитель мэра Москвы по вопросам благоустройства города Петр Бирюков «в рабочем порядке» пожаловался градоначальнику Сергею Собянину на убытки, которые понесли коммунальные службы из-за митингов. Согласно его докладу, больше всего неудобств сотрудникам коммунальных служб и МЧС доставили оппозиционные митинги под общим названием «За честные выборы», которые проходят в столице с декабря.
Больше всех «пострадало» столичное управление МЧС из-за увеличения количества дежурных сотрудников, а также роста расходов на горюче-смазочные материалы. Перерасход МЧС составил 1,8 млн рублей, пишет «Коммерсант» со ссылкой на документ.
Сотрудники «Мосгаза» оценили свои убытки гораздо скромнее — из-за «невозможности проезда по ряду улиц» они дольше добирались до мест аварийных работ, в связи с чем дополнительные расходы предприятия составили около 250 тыс. рублей. «Мосводоканал» подсчитал, что аналогичные неудобства обошлись организации в 632 тыс. рублей, а «Московская объединенная энергетическая компания» недосчиталась 346 тысяч.
Справедливости ради стоит отметить, что коммунальщикам не понравились и митинги в поддержку Владимира Путина — 23 февраля из-за акции в «Лужниках» бригады «Московской теплосетевой компании» почти час не могли подъехать «для проведения переключения потребителей по корректировке гидравлического режима».
Депутат Госдумы от «Справедливой России» и постоянный участник митингов оппозиции Геннадий Гудков удивляется, что коммунальщики только сейчас спохватились, а не высказали своих претензий сразу.
«Не понимаю, почему же в докладе ничего не говорится про пробки, которые происходят из-за проезда первых лиц? Почему коммунальщики ни разу не пожаловались на то, что регулярно перекрываются улицы для проезда чиновников. Такие перекрытия дорог в столице наносят им гораздо больший ущерб, чем какие-то шесть митингов. Это ж гигантские потери!» — негодует депутат.
Отвечая на вопрос, как же соблюсти баланс между удобством горожан, которые не принимают участия в митингах, и теми, кто протестует регулярно, Гудков напоминает о том, что в Европе все с пониманием относятся к подобным акциям и осознают, что, видимо, другие механизмы решения проблем просто исчерпаны. В качестве примера он приводит забастовки транспортников в Германии и Франции, в результате которых были отменены множество авиарейсов.
«Мне в Интернете приходит масса отзывов по поводу акций протеста, но ни один житель Москвы не пожаловался на то, что из-за митинга он не попал вовремя куда-то и так далее», — отмечает наш собеседник.
Гудков полагает, что в дальнейшем такие жалобы могут быть использованы для попытки ужесточить правила согласования митингов.
Так считает не только он. Зловещие арифметические подсчеты московских чиновников тут же подтолкнули общественность к мысли, что готовятся некие антидемократические поправки в законодательство о массовых мероприятиях. Тем более что некие неназванные источники из столичного правительства уже заявили: мол, законы, регулирующие проведение различного рода акций, несовершенны.
Однако вице-мэр Александр Горбенко, который и вел переговоры с оппозиционными лидерами обо всех митингах, поспешил уверить: все подсчеты его коллеги господина Бирюкова носят чисто технический характер, никаких официальных заседаний московского правительства по проблеме митинговой активности не проводилось, задачи переписывать законы мэр никому не ставил, а удаление оппозиции с центральных площадей не планируется.
«Затраты вряд ли критичны для бюджета города. Хотя наш бюджет и имеет дефицит, надо каждую копейку считать. Все, что обсуждается в публичном поле, не имеет цены», — патетически заявил он, добавив, что перевод копейки в кубометры газа и тонны бензина считает «довольно глупым занятием».
Вместе с тем некоторые корректировки законодательства о публичных мероприятиях все же необходимы, говорит Горбенко. И они, вполне возможно, будут внесены.
Федеральный закон №54, считает заместитель Собянина, представляет собой «сочинение на вольную тему», и очень многие его места могут быть истолкованы разными способами. В качестве примера чиновник приводит пункт, где говорится о том, что та или иная акция может проводиться в любом пригодном для этого месте. Мол, с этой точки зрения и на крышах домов митинговать можно.
Он также напомнил, что в условиях возрастающей в последние месяцы протестной активности может сложиться ситуация, когда мэрия получит 365 заявок на все дни года от желающих перекрыть Кутузовский проспект.
В общем, по мнению Александра Горбенко, закон требует корректировки. Но «не в смысле закручивания гаек, а в смысле четкого прописания всех положений».
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Роман Попков, Александр Газов